Гора Синай
Октябрь 22, 2011Гора Синай на синайском полуострове, как считают некоторые, была когда-то действующим вулканом. Многие исследователи уже подтвердили, что там далеко в древности было много действующих вулканов. Кратеры хорошо видны на снимках из воздуха. В синайской пустыне часто встречается застывшая лава и породы, деформированные высокой температурой. Описание дыма, огня и молний над горой в книге Исход удивительно совпадает с видом извержений современных вулканов. Облако вулканического пепла могло создать эффект «тьмы египетской», покраснения воды в близлежащих водоемах и реках, гибель скота и так далее. Предположение, что Моисей использовал извержение вулкана для успеха своей проповеди может обескуражить многих верующих. И дело не только в том, что подобное предположение напрямую противоречит Пятикнижию. Если на мгновение предположить, что это правда, то со всей неприглядностью в сознании многих возникает мысль о религии как о бизнесе, как о наборе психологических методов для обработки необразованных народных масс. Хотя, конечно, можно игнорировать все подобные допущения, что, собственно, многие верующие и делают.
Как человек, в целом (в разумных пределах) доверяющий науке, я могу допускать, что гора Синай была действующим вулканом. Даже во время проповеди Моисея. Если это так и было, это вовсе не означает противоречия с Евангелием. Евангелие — это факт присутствия божественного духа в человеке. Не стоит наделять одинаковой важностью как учение Иисуса Христа, так и события на Синайской горе. Учение Иисуса Христа проверяется личным опытом, здесь и сейчас. Описание дыма и молний на Синае — тень прошедшей эпохи, запечатленная на бумаге. Не все в Библии одинаково важно, собственно, как она сама и говорит устами апостола Павла и автора послания к Евреям. В конце концов мы верим прежде всего в Иисуса Христа, а не в написанное о горе Синай. Как показывает история христианства, вера в Евангелие и Иисуса вовсе не означает веру в теоретическое единство всей Библии. Человека возрождает не данное теоретическое единство, а действующий дух Бога, который вполне свободно игнорирует многие доктрины и богословские построения. Если Моисей использовал вулкан в своей проповеди, то это вполне объяснимо.
Объяснение заключается в архаичности и невежестве его соплеменников. Ягве в представлении древних евреев - бог пылающей горы Хорив, свирепый и беспощадный. Обычно он представлялся им в образе тельца, которого они успешно и изваяли как-то раз когда Моисей долго отсутствовал в лагере. Достойная уважения задумка Моисея состояла в том, чтобы взять за основу этого свирепого бога и трансформировать его в сознании соплеменников в более правильный образ — Бога Эль-Эльон (Бог Всевышний) или Эль-Шаддай (Бог Всемогущий). Тесть Моисея, Иофор, и был священником Эль-Эльона, которому поклонялись Мелхиседек и Авраам. В учении Моисея присутствует дуалистичность, двойственность: с одной стороны он говорит о Боге, беспощадном к отступничеству, с другой стороны о Боге милующем. Синайская гора была атрибутом Ягве, милость и любовь — атрибутами Бога Эль-Эльон, которого мы видим уже в учении Иисуса Христа как Небесного Отца. Бог не меняется, он всегда был и будет любящим Небесным Отцом. Меняется человечество и его представления о Боге.
Суровый бог горы Хорив был единственным богом в сознании древних кочевников и Моисей добился чтобы от этого неверного представления они перешли к Эль-Эльону, Богу Всевышнему. Пусть он обманул их с вулканом. Всего через несколько поколений евреи поняли, что Бог Всевышний властвует над всей вселенной, а не только над горой Хорив. Оги перестали быть толпой, годной лишь махать саблями и работать на стройке, они стали народом и нацией. Это заслуга Моисея. В Библии присутствует и более совершенное представление о Боге: оно выражено в имени Элохим (Элоах в единственном числе): Боги. Это явное указание на троичность Бога. Элохим, согласно книге Бытие, является творцом природы. Однако, это более сложное представление о Боге оказалось предназначенным для будущих поколений. Народ, стоящий у подошвы горы Синай, был слишком неподготовленным для воспринятия этой истины.