Бить или не бить?
Октябрь 29, 2011Появление детей, как правило, кардинально меняет молодых людей. Одно дело тусоваться в компании, общаться с коллегами на работе и так далее, и совершенно другое — общение с маленьким человеческим существом, который полностью от тебя зависит. Одно осознание, что есть на свете маленький человек, над которым ты имеешь абсолютную власть, повергает в трепет. Опять же, это — как правило: есть люди, которых эта мысль оставляет равнодушными. Итак, родители научились кормить и одевать маленького гуманоида. Что дальше? Дальше выясняется, что кроме основных потребностей, у ребенка имеется свой характер, который начинает проявляться уже после первого года жизни. А поскольку характер — это то, что отличает нас от других, то при общении поколений начинают вспыхивать конфликты.
Родители и дети имеют разные точки зрения на жизнь. В данных конфликтах родители понимают, что разум ребенка (скажем, лет около пяти) достаточно сильно ограничен, и не всегда их требования по-настоящему обоснованы. Ребенок же не обладает подобным концептуальным знанием, он уверен в своей правоте и готов защищать свои позиции. И вот, когда ребенок уже не хочет скрывать своего несогласия или нежелания сотрудничать со взрослыми, а взрослые принципиально настаивают на своем сценарии развития событий, конфронтация достигает своей кульминации. Позиция маленького оппонента в данном случае может быть либо пренебрежительно-агрессивной, выраженной в термине «наплевать», либо истерической: «умру, а своего добьюсь», либо комбинированной. Большим оппонентам в таком случае свойственно пребывать в «начальном шоке» от амбиций их маленьких оппонентов. Затем данный шок плавно вытесняется чувством некоторой раздраженности. И на следующем этапе родитель за считанные мгновения доложен будет сообразить свой «ответ Чемберлену» и выдвинуть встречную инициативу, так сказать. И часто именно этот «миг между прошлым и будущим» определяет суть воспитания в конкретно взятой семье.
Бить или не бить? Вот в чем вопрос, скажем откровенно. В США это важный вопрос. Здешние психологи изучили все проблемы, связанные с «child abuse». Тут действительно, становится не по себе. Вот некоторые последствия жестокого обращения с детьми: переломы, ожоги, порезы, внутренние повреждения, асоциальное поведение, вспышки ярости, глубокая депрессия, страх, ночные кошмары, безразличие к окружающим, низкая самооценка, мысли о самоубийстве и так далее. Треть всех заключенных в США были жертвами жестокого обращения в детстве. Половина всех людей, так или иначе имевших проблемы с полицией или законом, подобным же образом страдали в детстве. Поэтому общая тенденция в США состоит в принципе «не трогайте детей, а иначе мы их у вас заберем». Эта сугубо домашняя проблема в общих масштабах слишком дорого обходится государству. Чем больше домашнего насилия, тем хуже обстановка в обществе. И озабоченность эта вполне понятна. С этим явлением надо бороться. Вопрос надо поставить по-другому: «наказывать ребенка или не наказывать» и адресовать этот вопрос адекватно мыслящим родителям. Я думаю, девяносто девять процентов родителей положительно ответят на этот вопрос. Принуждение — необходимый элемент воспитания человека. Следующий вопрос встанет так: можно ли применять методы физического воздействия при наказании? Здесь и обнаруживается значительное разномыслие.
Одна половина считает, что наказать можно и без физических методов, другая утверждает что справедливое и уместное физическое наказание весьма эффективно и вполне допустимо. Ко второй группе, как правило, относятся представители христианства. Недавно слушал лекции одного пастора (Tedd Tripp) из Пенсильвании, учившего как правильно физически наказывать своих детей. Как он говорил, иногда противники физического наказания детей пикетируют его лекции и служения. Однако он вполне успешно воспитал своих детей и чувствует себя вполне спокойно как перед пикетчиками, так и перед законами США. Основанием его убеждений является пассажи из Ветхого Завета о том, что розги могут быть полезны для молодых людей, например вот такое: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него». Причиной для наказания служит, прежде всего, осознанное неподчинение родителям, отказ уважать и быть послушными. То есть это не всякий неправильный поступок, а осознанное бунтарство, и в возрасте до 5 — 6 лет, когда физическое наказание еще имеет смысл. Сам процесс наказания не так прост. Он отводил бунтующего ребенка в отдельную комнату, объяснял ему, за что тот будет сейчас наказан, и шлепал бунтаря по голой попе так, чтобы тот почувствовал боль. Затем этот пастор обнимал смиренного ребенка, говорил, что он его очень любит и предлагал «мир и дружбу». Исключение гнева и ярости из наказания, по его мнению, смиряют ребенка достаточно хорошо.
Я могу лишь подтвердить из своего личного опыта, что справедливое и лишенное жестокости физическое наказание не приносят ребенку особых страданий, он восстанавливается буквально через пять минут слез и обид и ходит затем как ни в чем не бывало. Действительная, а не мнимая Библейская ценность — власть над своим гневом, доказывает свою ценность каждый день! Положительным эффектом «умного шлепания» являются возросшее уважение к родителям и осмотрительность: ребенок уже не пытается повторить те действия, за которые был наказан. Из такого подхода вытекает, что подобное наказание должно иметь место достаточно редко: один раз за несколько месяцев, то есть в действительно крайних случаях. «Вразумление розгами» не представляет ценности само по себе, оно направлено на углубление взаимопонимания, оно должно быть обращено к «сердцу» и разуму ребенка. Большинство семейных конфликтов должно разрешаться путем переговоров. Вполне возможно, что есть такие дети, которые не нуждаются ни в каком наказании. Воспитание — это не наказание, это эффективное общение родителей и детей. Главный секрет воспитания состоит в том, что дети копируют родителей, и родители просто должны быть отличным примером для них. Просто быть рядом и вести себя достойно. Без этого не имеет смысла разрешать или запрещать физическое наказание. Без этого на характере ребенка может губительно сказаться как само наказание, так и полное отсутствие всякого наказания. Согласно той же статистике, две трети заключенных в США не испытывали никакого жестокого обращения в детстве. Значит, проблема — в другом, не правда ли?