АД
Август 30, 2011Во время моего обучения в СПХУ в Петербурге разгорелся скандал, связанный с неким господином Недзельским. Как оказалось сей гражданин, будучи руководителем Русской Евангелической церкви, учил тому что вечного мучения в аде нет, а в свободное от работы время занимался любовью с лицами противоположного пола и возраста. Жена его, как говорят, вполне лояльно к этому относилась. Ну да Бог с ним, с этим господином. Давайте поговорим об аде.
Основные трудности, связанные с верой в существование ада, связаны с психикой и богословием. Сама мысль об аде может травмировать психику. Далеко за примерами ходить не надо: посмотрите на эффект запугивания детей адскими муками. Это не по попе получить ремнем — это ВСЕГДА гореть в огне. Не удивительно, что если в детстве на ребенке без разумной меры испытали в воспитательных целях действие мысли об аде, то эффект может наблюдаться негативный: отвергается и сам ад, и Бог и церковь в придачу. Действительно, невыносимо трудно представлять себе абсолютное отсутствие милосердия, сострадания и человечности, присущее вечному горению в аду.
Богословская проблема связана с репутацией Бога в глазах людей: как мог Он сотворить место, в котором НАВСЕГДА будет царствовать жестокость? Один из атеистов придумал такую фразу: «ибо так возлюбил Бог мир, что … создал ад». Разумеется, неверующие должны обращать внимание не только на это, но и так же на то, что Бог придумал как не попасть в ад, однако неверующие не могут оторвать мысленного взгляда от адского пламени: «зачем придумывать как избежать ада, если можно было просто не создавать его?». В конце концов, почему бы просто не уничтожить нераскаявшихся грешников вместо того, чтобы вечно мучать их? Далее: какое удовольствие от того, что святые будут вечно смотреть на то, как мучаются сатана и все грешники в «огненном озере»? Это что — форма садизма? Существует расхожая теологическая формулировка, что это не Бог выбирает для грешника ад — сам грешник выбирает ад. Даже эта мысль страдает логическим изъяном — дело в том, что грешник не имеет здесь альтернативы, поэтому свободы выбора нет: выбирают то, что заставили выбрать. Итак, действительно ли Бог является «любовью» после этого? Размышляющие в подобном ключе приходят к выводу, что Бог не может рассматриваться как моральный и нравственный ориентир. Они начинают агрессивно отвергать как идею Бога, так и всех верующих, поклоняющихся Богу. Им кажется, что верующие являются носителями самой невыносимой идеи жестокости и бесчеловечности, поскольку многие из христиан начинают рассказ о евангелии с рассказа об аде.
Может быть, стоит указать на положительный эффект воздействия «вести об аде» на людей: страх, который заставляет вырабатывать адреналин и бежать от всякого греха? Да, страх и некоторый эффект есть. Однако страх не может быть путеводной звездой в жизни. Более того, как говорит сама Библия, «в страхе нет любви». Как ни странно, Иисус начинал Свое Евангелие не с того, что всех грешников ждет ад. Его Евангелие положительно: спасение состоит в духовном перерождении, которое необходимо потому что… (нет, не потому что иначе вы будете гореть в аду)… все люди — дети Божьи, которые вправе наследовать вечную жизнь. Многих христиан просто воротит от такой положительности и позитивности. «Вот, стоят посреди церкви всякие гомики и распускают слюни о любви Бога: тьфу!!!». Кровь, огонь и ужас — вот что приходит на ум таким христианам, когда они думают о справедливости Бога, который в их представлении, чаще всего пребывает в разгневанном состоянии. Без идеи ада и гнева Бога христианство кажется им слабым и развращенным, наполненным разного рода недзельскими, растлевающими девушек. В этом, несомненно, есть своя логика. Жар адского пламени, так сказать, поддерживает веру миллионов. Ощущение того, что за плохие поступки в этой жизни тебя ожидает наказание на том свете, часто предотвращает нарушение законов. Но не всегда. Жизнь дает достаточно примеров, когда растление происходит в среде верующих в ад. Все европейское средневековье, к примеру, было наполнено страхом адских мучений, но это не сильно отразилось на святости европейцев того времени. Однако, несомненно, мощный эффект производили и проповеди наподобие «грешников в руках разгневанного Бога». В общем, иногда это похоже на смену времен года, поддерживание равновесия общества.
Очевидным для меня является факт, что присутствие или, наоборот, отсутствие веры в ад, не является определяющим для духовного рождения и духовной жизни. Как уже было сказано, грешников много и в том и в другом лагере. Для тех, кто убежден, что ад существует надо чаще вспоминать, что не он будет решать, кого отправлять в ад. Тем, кто не верит в существование ада, надо сильнее концентрироваться на духовном совершенствовании и бескорыстном служении людям, чтобы не впасть в заблуждение от притягательной и ложной идеи полной безнаказанности. И главное: поскольку учение об аде не является центральной частью Евангелия, то значит можно аккуратно обходить этот вопрос стороной и говорить о действительно главном.