Быть как дети
Июль 31, 2011Как-то один мой знакомый, пришедший к Богу, рассказывал мне о своем прошлом. Он в свое время вращался в мафиозных и «блатных» кругах, нажил свое состояние на воровстве и вымогательстве. Со временем его постигла личная трагедия, в которой он потерял все земное, однако приобрел веру в Бога. «И вот иду я по вокзалу», говорит он мне, «и смотрю, подходит ко мне местный лохотронщик и что-то там мне втирает». «Я его слушаю и улыбаюсь: если он во мне лоха усмотрел, значит, я сильно изменился, слава Богу!». Многие люди, размышляющие над Новым Заветом, невольно трактуют слова Иисуса «если не умалитесь как дети, не войдете в Царство Небесное» именно в таком духе. Стать «лохом», доверчивым и радостным. Есть другое негативное по значению выражение: «впасть в детство», применяемое к потерявшим разум старикам. Конечно, применить данное толкование на практике решаются немногие. Блаженные: так называют этих смелых людей, распахнувших свои души перед всеми «клыкастыми» и «хвостатыми» представителями рода человеческого. Но подобная трактовка учения Иисуса неверна в корне, и поэтому жаль как этих блаженных, так и людей, которые неверно понимают данный императив Христа. Очевидно это становится когда Иисус говорит ученикам остерегаться лжеучителей, фарисейского учения, лжепророков и так далее. Отказ в доверии — это совсем не детское требование. Здесь нужен разум и работа «критического аппарата», что детям совершенно не свойственно. Значит Иисус выражался не буквально, и его слова надо понимать не в прямом смысле.
Подсказка кроется в самом выражении: «если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное». Как известно, Евангелие Иисуса сосредоточено на сообщении вести о том, что Бог — это любящий отец для каждого человека. Спасение же состоит в том, чтобы поверить в это. Верующий в Бога-отца по логике Иисуса должен стать не слугой, не рабом, не партнером, а в первую очередь дитем для Бога. Почему это так необходимо? Все дело, во-первых, в указании на близкое родство человека и Бога. И во-вторых, в необходимости роста и изменения человека. Так сказать, в духовной эволюции. Все образы и аллегории служат для безболезненного донесения и усвоения информации. Между каждым нормальным отцом и ребенком есть то естественное чувство, которое навсегда обеспечивает отзвычивость и взаимную любовь и делает ненужным различные «договоры» и «заветы». Таким образом, если человек хочет о чем-то договориться с Богом, что-то выменять, о чем-то условиться, то он не является обращенным согласно этой логике. Последователь Иисуса Христа должен понимать, что нету «двух сторон», есть одна сторона — Бог и я, его дитя. Иначе Царство Божие — недоступно. Да, в какой-то мере это значит потерять себя, свою «великую» индивидуальность, «бесценные» черты личности, приобретенные в детском саду, школе и институте за стаканом водки. Однако же это единственный способ сохранить все это. Признать себя ребенком, а Бога — своим отцом, признать что мир вращается не исключительно вокруг меня и что я — не мерило истины. Я — сын моего Отца, и этим все сказано. Если я не могу «вложить» всю свою сущность в данное пространство, не смогу «похоронить» себя в этом, на первый взгляд, склепе, то я — не дитя Бога. Я живу сам по себе: я — «маленькая, но гордая птичка», у которой гордости гораздо больше чем здравого смысла.
Второй особенностью сравнения верующего с ребенком является указание на готовность учиться и меняться. Дети доверяют своим родителям и впитывают их слова, образ жизни и идеи. Во многом этому способствуют такие детские черты как скромность, доброта и отзывчивость. Хотя многие христианские богословы ужасались факту тотальной испорченености человеческой натуры с самого рождения, все-таки не все здесь так плохо, раз сам Иисус приводит в пример детей. Многие люди просто категорически не способны принять нечто новое, научиться чему-то или измениться. Данная закостенелость или «дубоватость» появляется по той же причине: гордость и самоуверенность, которая с годами превращается в брюзгливость и надменность. «Нет ничего нового под солнцем, потому что я уверен в этом» — вот лозунг такого подхода к жизни. Это недопустимо для верующего, который должен меняться под действием Божественной силы. Для детей Бога необходимо избавиться от подобной самоувереннности и рассматривать жизнь как школу, как возможность для обучения и изменения. Обычно дети абсолютно не переживают по тому поводу что тотально зависимы от своих родителей, что не могут самостоятельно заработать на одежду и пропитание. Если родители берут детей в путешествие, то дети полагаются на родителей полностью и не волнуются по поводу билетов или гостиниц. И следуя за родителями, дети вырастают. Верующие так же должны полагаться на Бога. В духовной жизни движение и обучаемость — условие духовного роста. Ребенок не может не расти и не меняться. Если нет роста и изменения — значит ты уже взрослый и Бог тебе не нужен. Если у вас есть ответы на все вопросы, то вы можете, попивая чашечку кофе, иронично наблюдать за суетным мирозданием. В это время дети Бога будут учиться и готовиться к переходу в следующий класс — в мир, где жизнь существует независимо от материи, пространства и, возможно, времени.