Мария. Материнские ожидания
Май 12, 2011Мария и Иосиф любили друг друга. Иисус не мог жить в семье, лишенной полноценных чувств, присущих любящим родителям. Мария была хорошей матерью, трудолюбивой и чистоплотной хозяйкой. Она была энергичной и целеустремленной, эмоциональной как и большинство женщин. Она несомненно обладала способностью верить и жить согласно духовным принципам.
Она могла не ехать на перепись с Иосифом. Он мог сам записать ее. Однако она предпочла риск родов в неудобстве возможности родить без своего мужа. В простоте сердца они с Иосифом принесли жертву за первенца и за очищение женской «нечистоты» после родов обетованного ангелом Гавриилом дитя. Можно себе представить как бережно Мария относилась к младенцу Иисусу, как лелеяла его и берегла. Однако после Иисуса начали рождаться и другие дети, и Мария уже не могла всецело принадлежать своему первенцу. После пяти лет Мария передала Иисуса своему мужу: согласно традициям в этом возрасте мальчик переходил под опеку главы семейства. Как и все дети из благочестивых семей Иисус обучался грамоте в местной Назаретской синагоге. Он учился читать Тору и пророков, он учился писать палочкой на мокром песке. Приходя из школы он рассказывал родителям что освоил сегодня, делился своими мыслями. Мария слушала его и думала, что в один прекрасный день этот маленький мальчик станет великим человеком. Однако уже тогда между родителями и Иисусом начинало вкрадываться непонимание. Они не понимали, а точнее не принимали многие его мысли. Евангелист описывает случай когда в 12 лет мальчики, празднуя свое «духовное совершеннолетие» приходят в Иерусалим на праздник Пасхи.
Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Иисус наверное уже тогда говорил иудеям о том что Небесный Отец преисполнен любви к людям. Наверняка Он говорил о вере как о главном условии приближения к Богу. Определенно он говорил о любви и братстве как о главных чертах здорового человеческого общества. И вот из толпы выступает Мария и с дрожью в голосе упрекает двенадцатилетнего сына. Неловкая ситуация для проповедника! Иисус указывает на Небесного Отца как на гаранта безопасности, тем более под крышей Его дома. Материнское сердце Марии вряд ли сразу могло удовлетворить подобное, пусть весьма возвышенное, оправдание ее ребенка. Даже если она и поняла позже что значат эти слова, она вряд ли предполагала что Иисус в своем служении выйдет за рамки привычного ей иудаизма. Однако как бы то ни было, уже сейчас Мария видела, что идеи Иисуса имеют реальное влияние на Его слушателей. И этот факт заставлял ее гордиться своим сыном.
Иосиф внезапно исчезает из евангельских повествований после истории в Иерусалиме. Что произошло? Вероятнее всего он ушел из жизни. Это значит что Марии выпала участь стать многодетной вдовой. Иисус часто упоминает в Своих учениях вдов, ведь этот печальный образ был знаком ему не понаслышке. Обстоятельства сложились так что Иисус принял на себя обязанности по управлению семьи. В глазах Марии статус Иисуса изменился: Он стал главой семьи. Для младших детей Он стал братом-отцом, который благословлял их браки и решал вопросы с недвижимостью и финансами. Мария радовалась когда ее младшие дети выходили замуж или женились. Однако ей никогда не было суждено нянчить внуков от ее старшего сына Иисуса. Вероятно что переселение Иисуса и Марии в Капернаум, о чем пишет Евангелист Иоанн, произошло из-за квартирного вопроса, когда молодожены нуждались в жилье, а Иисус уже предпочитал жить в Капернауме, среди своих последователей. Свадьбу родственников Марии праздновали в Кане. Иисус наконец начал свое общественное служение, Он был популярен, Его учение пока не вызывало ненависти официального Иерусалима. Мария несомненно считала что время Иисуса пришло, что обещания Ангела Гавриила начинают сбываться.
Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Мария часто привыкла обращаться за помощью к Иисусу в отсутствие мужа. Однако в Кане просьба Марии была больше чем просто просьба помочь с вином. Там было подмешано честолюбие, мессианские чаяния, гордость своим сыном, чья звезда начала восходить на небосклоне. К ее огорчению Иисус так не считал. Произошла словесная коллизия, в которой Мария внезапно одержала победу. Однако эта победа была случайной. Несомненно сам Иисус в конце концов решил что произойдет после их разговора. Мария просто желала того, что не противоречило воле Бога: Бог не возражал против того, чтобы на свадьбе появилось вино. Однако слава Иисуса в итоге окажется совершенно не такой, как ее представляла Мария.
Следующее упоминание о Марии встречается уже в неблагоприятное для Иисуса время. Книжники и фарисеи заклеймили Его учение как еретическое, сила Его исцелений была объявлена дьявольской по природе, все чаще до Иисуса стали доходить угрозы убийства. Перед Иисусом стали закрываться синагоги. И конечно официальная религиозная власть решила надавить на семью Иисуса, призвав их к благоразумию и спасению Иисуса от Его «заблуждений». Мария и остальная семья решили в это тяжелое время поговорить с Иисусом, переубедить Его, уговорить не вступать в конфликт с Торой, синагогой, с Иерусалимом и со своей семьей. Мария решила что Иисус ее послушает и отправилась в путь.
И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Слова отречения от семьи ради исполнения воли Небесного Отца подействовали весьма на Марию весьма болезненно. Она не могла поверить что Иисус после всего что было мог сказать такое. Опять ее посетило чувство что между ней и Иисусом лежит пропасть непонимания. Она не понимала что ее поступок так же причинил боль Иисусу, который понял что в вопросах, имеющих для Него первостепенное значение, его мама и родные братья и сестры доверяют не Ему, а раввинам из Иерусалима. Да, Иисус создал новую религию буквально за три года. Эта религия вышла за рамки иудаизма, как предупреждали Марию раввины. Однако если бы Мария могла видеть будущее! Если бы она была более сильной в вере в своего первенца в то трудное время! Она и ее дети будут сильно жалеть, что не поддержали Иисуса в свое время.
В ту Пасху Мария остановилась в доме у своей сестры в Иерусалиме или его окрестностях. В то роковое утро перед ней предстали мрачные гонцы — вестники смерти, рассказавшие ей кого будут сегодня распинать на Голгофской горе перед Иерусалимом. Ужас сковал ее тело и душу. Не чувствуя земли под ногами она двинулась на Голгофу. Все знают путь Иисуса на Голгофу. Однако был и другой скорбный путь, ведущий туда. Этот скорбный путь прошла Мария. Она не несла креста, она несла в себе разбитое и кровоточащее материнское сердце.
Возможно в ее сознании в то утро проносились сцены из прошлого. Вот она пеленает младенца Иисуса и он протягивает к ней свои маленькие ручки. Вот Иисус радостно бегает по двору дома. Или как Иисус сосредоточенно занят чтением Псалмов. Вот Мария чувствует Его плечо на похоронах Иосифа. Он что-то ей говорит о Небесном Отце… И Его спокойный и теплый взгляд… А сейчас ей предстоит увидеть Его на кресте.
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Там, под крестом Мария вряд ли вспоминала свои мессианские надежды, связанные с Иисусом. Огромное горе от осознания потери сына сковывало ее сердце и застилало ее глаза слезами. Однако Иисус и на кресте думал о духовной жизни. В его последней воле, которой Мария после всех ее сомнений, не могла не подчиниться, Иисус просил Марию переехать в дом Его верного апостола Иоанна, который жил там же в Капернауме, и считать его своим сыном вместо Иисуса. К сожалению не Его братья наиболее глубоко познали личность Иисуса — это был Иоанн. В своих воспоминаниях Иоанн мог лучше всех утешить Марию напоминанием о Его словах и делах, Его учении и поступках. Вряд ли после всего произошедшего Мария смогла бы наслаждаться жизнью со своими остальными детьми. После голгофского креста ей уже нужно было больше, чем просто присутствие своей семьи.
Вестники воскресения шокировали семью Иисуса и Марию. Все их старые и неверные представления о мессианстве, о Боге, о духовной жизни внезапно сами собой исчезли. Увидев Иисуса после смерти и воскресения они наконец признали и покорились всему, о чем Иисус свидетельствовал своими словами и поступками. И Мария получила успокоение после всего, что она пережила. Она присоединилась к апостолам и всем верующим в Иисуса.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
Оглядываясь вокруг и видя вокруг себя людей, наполненных в сердцах и умах ее старшим сыном Иисусом, она начинала понимать что Иисус никогда не принадлежал только ей. Она сожалела что в свое время потеряла связь с Иисусом и не смогла до конца быть верной сообщению ангела Гавриила. Но вместе с тем, она не потеряла своего сына. Она приобрела Его даже более чем когда-либо. Все встало на свои места. Иисус ушел туда, откуда Он когда-то пришел к ней. И даже когда Мария смотрела высоко в небо, ей казалось что она видит своего любимого сына, своего первенца, который все-таки полностью оправдал ее ожидания. И даже больше.