Блаженны миротворцы…
Май 28, 2012 Edit Post«Счастливы миротворцы потому что они будут названы сынами Божьими» — так сказал Иисус. Слово «макариои» в древности перевели словом «блаженны», потому что, наверное, с трудом представляли себе в аскетичном и мрачном христианстве того времени как можно быть счастливым и радостным. В современном языке «макариои» — это счастье. Покой и удовлетворение в ожидании награды за праведные дела. Первое, что приходит на ум при прочтении слов Христа: «миротворчество — это, вероятно, значит мирить поссорившихся людей». В общем это верно. В нашем мире, где конфликты и вражда постоянно разделяют людей, нести примирение — это немало. Если не останавливать мысль на этом выводе и идти дальше, то следующий вопрос будет связан со смыслом примирения.
Два солдата-наемника ссорятся о военной добыче: маленькое деревенское хозяйство многодетной семьи. Подходит их офицер и делит все пополам, устраняя конфликт и оставляя семью без средств к существованию. Данный пример наглядно показывает, что не всякое «миротворчество» — то миротворчество, о котором говорил Иисус. Настоящий миротворец своими словами и делами достигает настоящего мира — с еврейского это «шалом», а с греческого — «эйрене». Он не только мирит ссорящихся, он объединяет людей в стремлении ко всеохватному божественному миру, высшему духовному порядку. Нести «шалом» даже не всегда означает только мирить ссорящихся. Это значит объединять често вполне себе мирных людей ради улучшения их жизни.
Миротворец — это, если выражаться современным языком, политик, который проповедует идеологию божественной гармонии и истины. Как не парадоксально, на этом пути не миновать противостояния! Миротворец обязан быть принципиальным и отстаивать истину (в отличие от политиков). То есть миротворчество не означает пацифизм и избегание конфликтов любой ценой: например, отступлением от истины. Наиболее ярко это проявилось в словах и делах самого Иисуса Христа, когда он находился вблизи «конфликтных эпицентров». Были моменты, когда Иисус представлял из себя «классического» миролюбивого человека. Были и моменты, когда слова Иисуса прямо вели к конфликту. И во всех этих случаях он нес в мир «шалом», исполняя поручение Небесного Отца. Первым примером может быть беседа с самарянкой у колодца, описанная в евангелии от Иоанна.
Иисус сидел у колодца и хотел пить, однако ему нечем было зачерпнуть из глубокого колодца. Пришедшая за водой самарянка попыталась создать напряжение, сыграв на противоречиях иудаизма и самарянской религии. Иисус разряжает атмосферу заявлением что истина не связана с географическим местоположением. То есть здесь он не стал однозначно занимать одну из сторон конфликта. Но через мгновение он все же сказал, что иудейская религия выигрывает по сравнению с самарийским смешением язычества, иудаизма и философии: самаряне сами не знали чему они поклонялись. Это была истина, и поэтому Иисус был вынужден огласить ее. Но конфликт исчез, и они перешли на уровень беседы о душе.
В другом случае Иисус беседовал с фарисеями об омовении рук перед едой. Надо сказать, что еда «оскверненными», то есть неумытыми руками у евреев тогда приравнивалось к сексу с проституткой. И Иисус всенародно объявил, что духовное осквернение абсолютно никак не связано с какой-бы то ни было пищей или неумытыми руками. Фарисеи были в шоке. Даже апостолы были в шоке. Так сильно задевать религиозные чувства иудеев означало вступить с ними в войну. Почему бы Иисусу не сгладить этот щекотливый вопрос чтобы добиться более-менее устойчивого мира с ними? Где же тут миротворчество? Объяснение одно: божественный мир требовал здесь беспощадности к заблуждению «передающегося через руки проклятия». Иисус никого не оскорбил, никого не унизил. Он адресовал свои слова к тем, кто мог получить освобождение от мистических предрассудков. Он адресовал эти слова к миллионам людей в будущем. И это было важнее, чем заботиться об ублажении фарисеев, которые уже задумали убить Иисуса. Прошли века, и это суеверие кануло в лету. Иисус намеренно пожертвовал отношениями с фарисеями и выиграл битву за последующие поколения.
Однако к самому иудаизму и его священникам Иисус отнесся гораздо мягче ради простых людей. «Что они велят вам — делайте, только по делам их не поступайте»: сказал Иисус о фарисеях и саддукеях. Иисус вполне мог объявить иудаизму войну по «всем направлениям», создать новую религию уже тогда. Но нет! Конфликт с иудаизмом в тот момент означал бы потерю многих последователей истины. Этот конфликт случился сам собой, лет через сорок, когда христианская община была внутренне готова к разрыву со своей «матерью». Да и сам иудаизм приносил еще пользу. Поэтому божественный план состоял в сохранении обеих религий. Иисус как миротворец, как дальновидный политик сделал все правильно. «Эйрене», мир был посеян и дал свои всходы.
Миротворец, несущий людям примирение и утверждающий необходимые истины для общества будет назван сыном Бога. Это произойдет не только в будущей жизни. В будущей жизни все будут «сынами Бога». Он будет назван сыном Бога уже во время его земной жизни. Миротворцы, как конструктивные созидатели социума, являются, своего рода, аристократами духа. Заповедь о миротворцах отличается от заповедей «нищих духом», «алчущих истины», «милостивых», «плачущих» и так далее неким титулом. Служение «социальных конструкторов» может продолжаться всю жизнь: они «делают дело Бога», подобно Иисусу Христу. В еврейской традиции словосочетания «сын Бога», «сын милосердия», «сын света» означает личность, всецело переданную своему идеалу, ставшую идеальным воплощением понятия. Несомненно, «сын Бога» — наивысший из всех титулов, который может получить человек. И самая первая ступень к этому титулу — желание и умение мирить людей во имя высшего идеала.
Библия (Bible), Жизнь Духа (Spiritual Life)