Еврейский вопросJewish problem

Отношение к евреям часто служит не меньшим суеверием чем черная кошка, переходящая дорогу. Ну или баба с пустыми ведрами. (Я представить себе не могу испуг обывателя, вдруг увидевшего бы черного кота, волочащего за собой пустые ведра!). Упаси Боже плохо относиться к еврею, убеждены многие христиане. Это же “зеница Ока”! “У меня на работе один человек плохо относился к евреям и заболел раком” – с ужасом в глазах говорил мне один знакомый. “Необходимо  поддерживать Израиль материально” – убеждены многие американские христиане: “получим благословение”. Другое суеверие, связанное с евреями, имеет противоположную направленность: “евреи во всем виноваты”, “евреи – причина проклятия”. Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода? Здесь – да! Оба этих противоположных воззрения родило христианство. Причинами негативного отношения является, например, не слишком лестный отзыв об иудеях в Евангелии от Иоанна, цитаты остальных евангелистов, возлагаемая на евреев вина в убийстве Иисуса, неприятие Христа современным иудаизмом и так далее. Можно спорить об обоснованности подобных настроений, однако, даже такие столпы христианства, например, как Мартин Лютер, иногда впадали в состояние неприятия еврейства как такового. Многие христианские страны в разное время изгоняли евреев из своих границ.

Нежная любовь к евреям берет начало из Ветхого завета, послания апостола Павла к Римлянам, осознанию что сам Иисус Христос был евреем и так далее. Сами евреи (не знаю, с удовольствием или нет) принимают эту любовь “неразумных” язычников, однако находятся от христианства на расстоянии, на котором находятся от него, например, мусульмане. Но самый главный камень преткновения еврейского вопроса – богатство. “Все евреи сказочно богаты” – считает большинство представителей этих групп. “Они богаты потому что это Божье обетование” – думают консервативные христиане. И одних это утверждение раздражает, других успокаивает и умиротворяет. Одни могут устроить еврейский погром, другие с уважением уступают дорогу раввинам, бредущим в синагогу в пятницу вечером. Короче, как однополярные стороны магнита упрямо отталкивают друг друга, так и сотни тысяч людей не могут быть равнодушными к евреям: ставят их либо выше себя, либо ниже себя, и третьего не дано. Стоит ли так делать?

Из взрослых разговоров на кухне я с детства вынес следующее: все евреи – умные. Ну и поэтому богатые. И я долго удивлялся, почему же евреи умные, а, например, русские – глупые. И сейчас я понял в чем дело. Если бы русские не бухали, не валялись иногда под заборами в своей блевотине, не ругались “по матери”, если бы заставляли своих детей хорошо учиться и стремиться к благополучию – то сейчас были бы такие же умные как евреи.  Многие представители разных национальностей ни в чем не уступают евреям ни в уме, ни в положении, ни в богатстве ни в чем бы то ни было именно по той же причине: правильный или удачный образ жизни. Еврейские общины много веков представляют собой школы дисциплины и воздержанности. Многие поколения еврейских детей с молоком матери усваивают “юридическую религию”, коей является иудаизм, теологию “кнута и пряника”. Поколения евреев постоянно видели перед собой образцы религиозного подвига, подвижничества в своих замкнутых общинах. Даже ушедшие в мир евреи по инерции переносят на свою повседневную жизнь достаточно высокие требования к себе, способность активно мыслить и высокую работоспособность. Синагога многие века является своеобразным ускорителем  (пусть и своеобразным) интеллектуальной и нравственной жизни для своих прихожан. Как только христианство обзавелось своими общинами, в которых люди получили возможность расти интеллектуально и нравственно, все общество сделало значительный шаг вперед. Вот в чем секрет благополучия: не транжирить свои силы на разврат и стремиться к цели, то есть иметь духовный и интеллектуальный рост.

Неудивительно, что, например, на фоне средневековой Европы те же евреи добились успеха как ростовщики, ювелиры, торговцы. Неудивительно, что успеха достигают те люди, которые умеют мобилизовать свои силы, заставляют себя преодолевать препятствия и активно думать. Здесь нет мистики.  Многие нации уже давно превзошли все достижения евреев. Более того, считать евреев сверх-людьми является ошибкой с точки зрения учения Иисуса Христа: рождение свыше доступно любому человеку вне зависимости от национальности. Бог не может иметь “более родных” детей или любимчиков: все дети Бога равны в Его глазах. Соответственно, нет причины так же как-либо принижать евреев или делать их виновниками всего. Все люди равны: эту аксиому уже давно принять к сведению. Между евреем и “неевреем” нет никакой разницы. Нет никакого секрета в крови или ДНК, нет никакого мистического благословения какой-бы то ни было нации безо всяких на то объективных причин. Все нации равны друг другу, а благословение Бога – это вопрос личных взаимоотношений конкретного человека и Бога. В мою память врезался сцена из фильма “Фанатик”, где главный герой – молодой еврей, который отказывается от своей национальности и становится нацистом. В конце этого фильма он поизносит примерно такие слова: “Чтобы уничтожить евреев, не надо гнать их, не надо убивать: это делает их сильнее. Взамен этого их надо принять и полюбить, чтобы они забыли свою идентичность, чтобы они растворились в нашем обществе. И тогда евреи исчезнут”. Конечно, парадоксальные слова с чудовищным посылом, на первый взгляд. Однако в этих же словах заложено решение для всех национальных вопросов, которые стали предрассудком и обитают где-то в подсознании: забудьте про национальность, принимайте конкретного человека просто как человека,  а не как представителя национальности – и жизнь на планете станет проще. По крайней мере, так действительно можно решить пресловутый “еврейский вопрос”.