Рождественские истории

chr4Меня часто упрекают в том, что я разрушаю устоявшиеся традиции. У нас их много, разных традиций. И хороших, и милых, и не очень удачных, и вызывающих удивление. Вот, например, католики при входе в храм окунают пальцы в чашу с водой. Не знаю истоков этой традиции, однако зачем кому-то воевать с этой традицией, которая символизирует очищение, приобщение к святости? Пусть будет. А с другой стороны, ну как настоящая святость и очищение может прийти посредством сугубо материальных средств? Чем больше понимания истинных причин духовного роста, тем более подобные традиции имеют тенденцию исчезать, их забывают. А тем, кто понял что значит духовный рост, уже совесть не позволяет следовать некоторым традициям или поддерживать их.

Каждый год я наблюдаю на рождественские традиции. Это, конечно, вертеп, то есть стойло с животными, младенец Иисус, лежащий в кормушке для скота, склонившиеся на колени волхвы. Несомненно, это все сделало праздник Рождества уникальным и не похожим на остальные праздники. Эти образы радуют детей, надолго “врезаются” в воспоминания. Как бы мы вообще праздновали Рождество, если бы не эти символы? На это можно ответить другим вопросом: а что если бы Иисус родился в обычном доме, в отдельной комнате? Что изменилось бы? Вероятно, ничего бы не изменилось. Главное, что Иисус родился, а где и при каких обстоятельствах – второй вопрос. Чем старше становится христианин, тем все больше охладевает к рождественским картинкам и статуэткам: эти символы не выдерживают сравнения, например, с учением Христа, с его притчами. С годами фигурки бычков и овечек возле яслей становятся просто фигурками бычков и овечек без налета сакральности. На самом деле, сакральности там не было изначально.

Возьмем для примера тех же волхвов с Востока. Если бы они не пришли, Мария бы забыла что Иисус – обетованное дитя? Вряд ли. Или миллиарды верующих не считали бы Христа царем, пророком и священником? Вряд ли. Многие верующие даже не отдают себе отчета, что волхвы – это маги, и в самом христианстве испокон веков отношение к магии сугубо отрицательное. А ну сейчас экстрасенсы, адепты черной или белой магии начнут разносить “дары” по церквям? Что они услышат в ответ? Мы не имеем понятия, какие взгляды были у тех трех волхвов, мы не знаем чем они занимались до или после этого. Более того, что бы сказал им Иисус, встреться он с ними в зрелом возрасте? Эти простые вопросы должны как минимум отрезвлять наш разум. Однако, продав эти дары, Иосиф и Мария могли жить некоторое время. Это точно одна из положительных сторон их появления.

chr3Или возьмем для примера ночной небесный хор ангелов в поле над пастухами. Пастухи пошли оттуда посмотреть на младенца Иисуса и рассказать всем, кому сочтут нужным, о послании с неба. Что изменилось бы если хора не было? Никто бы не узнал, что родился Спаситель? Никто бы не подумал, что Бог общается с бедными так же как и со всеми остальными? Иисус сам это прекрасно озвучил через некоторое время. Или другой вопрос: а как изменилась жизнь пастухов после этого небесного пения? Что они узнали о спасении, о вере? Они узнали только о рождении Иисуса, и ничего более. Только через много лет они смогли бы четко понять Евангелие из уст Иисуса. До этого времени тот сверхъестественный хор был просто чудом без особых последствий для них лично. Конечно, мы обязаны допускать Божий замысел, проявляющийся и через много лет. Однако “рождения свыше” пастухов тогда быть еще не могло.

Все эти рождественские истории при внимательном рассмотрении носят декоративный характер. Эти истории словно заполняют повествование эстетическими элементами, оформляют его. Богословской, серьезной нагрузки они не несут. Несомненно, они питают веру, но не совсем ту осознанную веру, к которой призывал сам Христос. Выступаю ли я против этих традиционных, добрых и милых рождественских верований? Нет, пусть будут. Однако задумывались ли христиане, что было бы, если в дни Рождества они сфокусировали свое внимание на личности Христа, а не на фигурках животных, Марии и Иосифа у яслей? Иисус вообще не просил праздновать день его рождения, у нас нет особых инструкций как это делать. И это значит, что к Рождеству можно подходить творчески. Как насчет новых, милых и красивых символов? Даже если мы будем праздновать Рождество более “серьезно”, без всяких символов, разве может это отнять радость у всех, кто верит в Бога, пришедшего к нам в образе человека?