Мертвый Христос

dc4Последние шесть лет я ни разу не брал для своих проповедей темы из Ветхого Завета или посланий апостолов в Новом Завете. Только из Евангелий. Причина одна: везде, кроме Евангелий, кроме слов и дел Иисуса, я нахожу человеческое несовершенство. Даже великий апостол Павел был несовершенен в своих словах и некоторых делах. Все мы люди, все несовершенны. И только Иисус не вписывается в этот человеческий ряд. Он был человеком, однако его слова и дела доказывают, что он пришел к нам “извне”, с верхних этажей мироздания, если можно так сказать.

Все христианство имеет одну отправную точку – Иисуса Христа. Со временем на этот яркий источник света начали надевать различные абажуры, колпаки и так далее. Те же апостолы и положили этому начало. И из-под всех этих абажуров до сих пор идет свет! Немногие пока осознают, что колпаки и абажуры на самом деле не нужны. Нам нужен чистый свет. И вместе с этим мы почти не видим главный источник света. Мы видим цвета церковных мозаик, и думаем что это и есть христианство. В общем это и есть христианство, однако преходящее и недолговечное, поскольку оно было рождено человеческой цивилизацией под воздействием духовных сил извне.

Нам необходимо видеть Иисуса Христа. Иисус как-то сказал что “видевший меня видел Отца”. Почему он не сказал “слышавший меня слышал Отца”? Потому что, как говорится, “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Эпицентр взрыва христианства – это впечатление учеников Иисуса от общения с ним. Мы можем сколь угодно долго разглагольствовать о добре и ни на каплю ничего не изменить в мире. Можно одним маленьким примером изменить многое.

Каким мы сегодня видим Иисуса? Как правило, большинство вспомнят четыре факта об Иисусе, которые можно упомянуть. И реально лишь один из них влияет на нас.

1. Иисус был человеком, хотел есть и пить, уставал, спал, переживал и даже плакал. То есть как и все мы. Осознание этого почти ничего нам не дает.
2. Христос был мудрым, учил и говорил великие истины. Однако мудрость и ум были даны ему свыше, они были связаны с его происхождением. Чего же тут, так сказать, удивительного?
3. Иисус был добрым, исцелял и воскрешал людей. Опять же, эти способности он имел изначально. Великие существа могут себе позволить великие дела.
4. Он отдал за нас свою жизнь. Пусть христиане расходятся во мнениях что именно это значило, однако главное, что Иисус сознательно пошел на смерть и мучения, и сделал это ради нас, ради человечества.

dc3Большинство видят личность Иисуса именно посредством осознания последнего факта. Самые эмоциональные и волнующие богослужения связаны с размышлением о причастии и о самопожертвованиии Иисуса Христа. Этот поступок наиболее адекватно описывает нам кем был Иисус, что он из себя представлял как личность. Большинство “идентифицируют” Христа поруганного, избитого и распятого. Мы лучше всего видим Христа незадолго до того, как он умрет. Мы видим мертвого Христа, мы “возвещаем его смерть”. Мы видим мертвого Христа отчетливей, чем в яслях, лучше чем воскресшего из мертвых. И это на нас сильнее всего влияет.

Всем знакомо настроение на похоронах, когда гроб с покойником находится на середине зала. В умах и сердцах близких усопшего царят горе потери, мистический страх перед феноменом смерти, глобальные вопросы существования человека. Неосознанно многие христиане пытаются воссоздать подобную атмосферу на причастии. Это сильнейшее эмоциональное воздействие они ошибочно приписывают действию благодати, духовных сил свыше. Иногда среди скучного морализаторства и религиозного многословия это переживание смерти Христа, кажется, приносит дыхание жизни. Благодаря созерцанию смерти Христа, переживанию его страданий, мы часто выражаем нашу любовь к нему. Потому что иначе выразить свою любовь не умеем. Потому что пока отчетливей видим умирающего Христа, а не живого и в добром здравии. В будущем мы должны научиться сопереживать и радоваться, устраивать праздники и торжественные богослужения в честь живого Христа, являющего свою божественную природу в любой обычный и благоприятный день, без потрясений и тяжелых переживаний.