Американские пятидесятники

Фил Мендито – это имя харизматичного пастора и основателя “Христианского Центра Филадельфии”. В далеком 1981 году, 42 года назад он основал свой центр и все это время руководит им и проповедует. И руководит и проповедует достаточно успешно, надо сказать.

Я вошел в светлое фойе с большими окнами. В нем увидел опрятный уютный камин, современные столы и стулья, кофе-бар в стиле Старбакс. Далее, вдоль по хорошо освещенным коридорам со спотлайтами, я увидел двери в воскресную школу и другие помещения. Ашеры стояли на каждом углу. Надо сказать, что было достаточно много черных служителей. Я вошел в богослужебный зал. Вся электроника соответствовала последним самым писклявым пискам моды. Сцена великолепно отделана, дизайн выше похвал, с несколькими экранами. Особенностью центра является то, что зал располагается перпендикулярно к сцене. В обычных церквях, как все мы знаем, сцена, кафедра или алтарь находятся в конце зала. Возможно поэтому в зале необычная акустика. Точнее все очень громко. И громкость – это элемент дизайна и культуры данной общины.

Ашер посадил меня по центру, за 5 или 6 рядов до кафедры. Перед началом служения кто-то слегка ударил меня по плечу и встал передо мной. Я увидел улыбающееся лицо, улыбнулся в ответ и ощутил дружеское теплое рукопожатие. Не скрою, было приятно. Это и был Фил Мендито. Даже если это и является для него обычной тактикой приветствия незнакомых людей – это лучше, чем обходить незнакомых людей стороной. Когда служение началось в зале было человек пятьсот людей смешанного этнического состава.

Началось прославление. Сначала я с удивлением смотрел на черную женщину лет двадцати, необычайно качественно игравшую на ударниках. Но главное внимание привлекла клавишница. Она была подобна ангелу прославления: она играла, она великолепно пела: тембр голоса был необычайно хорош. Более того, я вне себя от изумления наблюдал, как она ловко настраивала красный синтезатор, разные электронные девайсы рядом с ним, управлялась с микрофоном, планшетником и одновременно пела и руководила группой! Она оборачивалась к ударнице (ударнику женского рода), говорила что-то. Черный басист стоял рядом, и, кажется не требовал управления. Он идеально и педантично вписывался во все, что не делали две эти женщины. Никаких ошибок или фальши я не заметил. “Суперзвезда” – подумал я, прикидывая сколько денег платят данной талантливой, царственной и могущественной клавишнице.

Музыка и молитвы длились достаточно долго, без пауз перетекая одно в другое. Надо сказать это церковь – пятидесятническая, и из разных концов я слышал громкие возгласы и молитвы на “иных языках”. Среди прославления на сцену вышел лысый человек в бородке, очках и с живым лицом, кратко и артистично поприветствовал всех. Музыка и пение закончились. Затем я услышал голос, однако никого на сцене не увидел. Оказывается с краю стояли кресло и столик. Там и сидел пастор церкви. Он встал и я увидел что это Фил. При данном эффектно появлении он упомянул что его дочь должна была еще что-то спеть. К моему удивлению на сцену выбежала эта же клавишница! Я подумал: “Ну что же Фил, Бог дал тебе талантливую дочь, теперь посмотрим каков в деле ты сам”. Фил отправил обратно свою дочь, или Лори, как ее зовут, и пошутил пару раз. Публика на шутки реагировала очень живо. Я даже подумал, не являются ли такие “театральные заминки” мини-представлениями для зрителей.

Пастор Фил несомненно очень интересная личность. Видно, что образованный и чрезвычайно умный, выглядит очень авторитетно и тепло, так скажем. Например, как актер Том Хэнкс в очках. Язык очень хороший и богатый. Тембр голоса – отцовский. Границы диапазона произносимого – от шепота до яростного крика, из-за чего я затыкал одно ухо чтобы не оглохнуть. Однако в первую половину проповеди я засыпал. Он проповедовал о разрушении стен Иерихона посредством “дудения” в трубы. Культовая тема для харизматов, затрагивающая тему силы, громких звуков и сильной веры одновременно. Засыпал я потому, что тема разрушения стен Иерихона для меня не является чем-то важным по сравнению с другими текстами Библии. Скорее это основание для сессии коучинга.

Смотря на уже немолодого Фила в сером костюме, черной рубашке и темно-коричневых туфлях, я рассуждал о теме личности в церкви. Как вопрошал Лев Толстой в “Войне и Мире” – кто делает историю: лидер или народ? Я думал кто делает церковь – лидер или коллектив? Словно услышав мои мысли Фил в конце долгой проповеди начал говорить, что без помощников он церковью руководить не может. “Однако ты управляешься здесь уже сорок лет”, подумал я. Его дочь Лори – лидер прославления. Оказалось что тот лысый человек – это муж его Лори. Кто еще родственник? Не знаю. Семейный бизнес? Плохо ли это для общины, когда в дело вовлечены родственники? Такова реальность современных церквей. В ортодоксальных старых церквях все держится на уставе, традиции. Не вписываешься в рамки традиции – уходи. В современных христианских общинах многое держится на родственных связях. Один харизматичный лидер, как Фил, подобен солнцу, вокруг которого, как маленькие планеты, вращаются разнообразные родственники, которые несут разные служения в церкви. Я полагаю, что лет через пятьсот церкви дорастут до понимания что все люди – родственники, братья и сестры.

Во время проповеди наушный микрофон пастора Фила начал щелкать. Он снял пиджак, пошутив про свою фигуру, зал засмеялся. Он назвал оператора по имени, выразил надежду что в следующий раз ему нужен “идеальный” микрофон, и взял в руку обычный. Я с интересом наблюдал за этим и в уме беседовал сам с собой: “интересно, Фил это домашний диктатор или примерный семейный вождь?”. Все может быть. На сцене и за кафедрой люди часто играют роль, а свое истинное лицо скрывают. Такова жизнь харизматичных лидеров во все времена. Почему Бог допускает служить и основывать церкви талантливых ораторов и лидеров, у которых так много сложностей в личной жизни?

Проповедь подходила к концу. Лори вышла на сцену и начала негромко наигрывать на клавишах в то время как ее отец приводил в пример клин гусей. Сказал расхожую информацию что в клине сзади легче лететь. Затем сказал что впереди летят лидеры, а остальные гуси громко (да, громкость это фишка пятидесятников) поддерживают лидера. Зал загудел в одобрении. Однако Фил все же благоразумно не стал утверждать, что он и есть самый первый гусь. Он сказал, что впереди – Иисус. Я сказал в уме “аминь”. Очевидно, что пример из природы был дан ради усиления чувства единства в общине. Все же жаль, что мы не гуси в смысле умения объединяться. Мы страдаем индивидуализмом и общение часто приносит нам боль, а не успокоение. А ведь все должно быть совсем иначе. И виноваты, конечно, не только индивидуалисты или интроверты, а и сами коллективы о общины. Мы все виноваты.

К моему удивлению, пастор Фил стал вызывать людей выйти и молиться у сцены. Я украдкой осмотрелся вокруг. Да, люди потянулись к сцене, на которой как орел парил пастор, изредка молясь на непереводимых “языках”. Он несколько раз повторил: “если вам плохо, просто кричите и славьте Бога”. Разумеется, никто в зале не орал как сумасшедший, однако многие действительно “изливали” поток эмоций. Я не знаю, но возможно это действительно работает. В психологическом плане. Человек сдерживает себя, пытается загнать все негативное внутрь, однако надо этого не стоит делать. Надо озвучить, осмыслить и отказаться. Можно, конечно, озвучить и отказаться, покаяться в тишине, однако, вероятно, многим надо кричать. Ну и пусть себе кричат, может так им хорошо. По крайней мере, этот прием пока работает в современных церквях.

Филадельфийский христианский центр сделал многое, чтобы эмоционально, интеллектуально и ментально вовлечь меня в действие. Ко мне подходил сам пастор, хлопал меня по плечу, громкий звук должен был снять барьеры, пение должно было расслабить, общий выход для молитвы тоже должен был помочь мне, если бы я желал молиться. Однако, ничто лично на меня не подействовало. Почему-то хотелось послушать электронную музыку в стиле Жан Мишель Жарра со световыми эффектами вместо всего этого. Однако меня действительно заинтересовала личность пастора Фила и размышления о роли лидера общины, который может опередить людей интеллектуально и духовно и повести их в определенном направлении. Может придет то время, когда люди начнут интересоваться личностью Иисуса, которая лишена недостатков, а не только лишь христианством в общем. Иисус, как духовный учитель, поведет нас точно и безошибочно по направлению к абсолютному центру и источнику Вселенной.

V.Kravitz