Пол Копан

paulc3Истина – это то, что мы не можем контролировать. Эта фраза была произнесена На 19 молодежной конференции в Ашфорде. Прямым подтверждением этого стала дождливая и холодная погода , несвойственная для конца Мая. Низкие мрачные облака и неподвластные человеку порывы северного ветра заставляли молодых людей укрываться от непогоды в отремонтированном конференц-зале и принимать участие в рассуждениях об истине. И все чувствовали себя комфортно: после реконструкции зала исчез запах сырости, появились новые удобные сиденья, больной экран и проектор, дополнительное освещение.

Как обычно, конференция прошла в дружелюбной и эмоционально светлой атмосфере: ведущие улыбались, были открыты и иногда шутили. Последнее никак не влияло на поклонение Богу: например, молодые люди из группы прославления были чрезвычайно серьезны. B последнее время молодежь выглядит гораздо серьезнее чем, например, 20 лет назад. Сейчас в моде неброская одежда, квадратные очки в черной оправе: Молодежь напоминает людей науки. Возможно, отчасти поэтому на эту конференцию решили пригласить настоящего профессора. Пол Копан (Paul Copan), главный спикер – автор нескольких книг , читающий лекции во многих университетаx. Павел Ткач, руководитель Молодежного отдела RUEBU, открывая конференцию, сказал что он многого от нее ожидает.

Весьма возможно, что многие думающие молодые люди действительно надолго её запомнят. Буквально сразу Пол Копан поставил перед аудиторией вопрос, который почти никогда не ставится в церкви по причине своей сложности: “Почему я должен быть христианином а не мусульманином? Или не буддистом?”. Одного взгляда на аудиторию было достаточно: все глубоко задумались. Речь шла не о размышлении над многочисленными персональными грехами, а o размышлении над огромным окружающим нас миром, перед которым мы , по словам Пола Копана, обязаны защищать нашу веру. Что отвечать тем, кто думает что все люди лишь танцуют “под музыку своих ДНК”? Да, подобные вопросы могут находиться вне Библии, однако мы зачастую даже не можем толком провозгласить Евангелие, не ответив на эти и другие подобные вопросы. Пол говорил o балансе интеллекта и веры и чувствовал себя чрезвычайно уверенно: очевидно что позади y него – многие споры как c атеистами “различных мастей”, так и с христианами , равнодушными к интеллектуальной жизни. Практически каждое его выступление заканчивалось аплодисментами. Все признавали тот факт, что перед ними – cильная личность.

paulc2Особенность конференции в Ашфорде – костер в первый вечер. В бывшем CCCP костер, вокруг которого пели , общались и молились был подобием символа единения, пусть даже и не совсем Библейским. Возможно, из-за мелкого дождя костер на берегу озера горел в гордом одиночестве. Немногие подходили к нему постоять рядом и погреться. Большинство собралось вокруг грилля , где жарили cосиски и кукурузу. Между деревьев был натянут тент, на веревки была намотана гирлянда, рядом стоял мощный прожектор. Все это указывало на неизбежную закономерность: от русско-украинских традиций мы медленно но верно движемся к американским традициям и английскому языку, который становится официальным языком Ашфордской конференции.

Кстати говоря, Пол Копан имеет русские корни. Когда на следующий день я слушал его насыщенную философскими терминами речь, Я думал, каким бы он был если бы жил в России и говорил на русском языке: стал бы ли он тем , кем он являлся сейчас? Тем временем речь зашла об Афганистане, Пакистане, он цитировал арабские фразы когда размышлял о христианской апологетикe. Все в зале осознавали разницу между обычной проповедью и пусть энергичной, но все же лекцией брата Пола. И на его “интеллектуальную атаку” отреагировали другие два спикера, оба пасторы церквей. “What if you have full brain?” спросил y аудитории один из них. Он подошел к барабанной установке и ударил по тарелке : “вот что вы такое без любви”, иллюстрируя слова апостола Павла. Он указал на отрицательные стороны академической среды , в чем, несомненно, был прав. Он утверждал, что знания и интеллект не должны быть использованы чтобы унизить или оттолкнуть неверующих. Несомненно, это тоже верно. Однако, как мне подумалось в тот момент, даже начинающий христианин знает, что унижать людей нехорошо. Тем более знает об этом профессор Пол Копан.

На личном опыте мне довелось убедиться, что профессор очень дружелюбный человек и его знания отнюдь не препятствуют общению, а напротив, помогают. Я случайно встретил его на окраине леса c какими-то палками в руках и спросил его зачем ему они. Как оказалось, это были корни растения под названием Sassafrass, из которого можно сделать вкусный тонизирующий чай. Ему захотелось чтобы и я попробовал сделать этот чай и он повел меня на поиски этого растения, попутно называя известные ему любопытного вида растения. Много ли из нас могут назвать хотя бы пару растений в лесу? И эти чистой воды интеллектуальные “ненужные” знания объединили нас в общении на менее чем на 20 минут. Все-таки знания, образованность и интеллект – вещи не такие уж и страшные.

paulc4На каждой конференции в течение последних 5 лет я видел фотографов, которые всматривались вo всё, что происходило вокруг, чтобы сделать удачные фотографии. На этой конференции я немного уподобился фотографам: я ходил и смотрел на молодежь во время проповедей и прославления, в столовой, на улице и в спортивном зале. Конференция в Aшфорде – это место где можно оценить других и самого себя посредством других , где пересекаются судьбы, где встречаются люди из разных уголков Америки, бывших советских республик и со всего мира. Мир , в котором мы живем, сотворенный Богом для миллиардов людей, воистину огромен и разнообразен. Вряд ли мы сможем “достичь” этот мир с проповедью Евангелия и личным примером, если останемся в рамках церковного мышления, которое само, как правило, обновляется раз в несколько десятилетий. Служители церкви пытаются в основном укрепить веру, и лишь немногие служители, наподобие Пола Копана, пытаются укреплять так же интеллект верующих.