Сипко между двух огнейYuri Sipko between two fires

Болезненней ситуации трудно себе представить. Я имею в виду реакцию консерваторов на выступление Юрия Сипко в харизматической церкви “Нового Поколения” в Благовещенске. Болезненна она, прежде всего, для бывшего председателя ЕХБ России. Раздираемое надвое чувство идентичности, принадлежности к “своим” – вот главное мучение. Одна только мысль, что семья, родные братья и сестры осуждают тебя как предателя или хуже того, как еретика – болезненна так же как физическая рана. Мысль о том, что братство может отвергнуть тебя, что служению и карьере может наступить конец – не менее ужасна. С другой стороны, с годами пришла широта взглядов, понимание того, что мир вокруг не такой, каким представлялся двадцать лет назад. Все люди со временем меняются.

Брат Павел Стариков, распространивший обличительное и жесткое видко, чувствует себя гораздо уверенней. Он, во-первых, помоложе, а во-вторых искренне верит, что борется с ересями. Есть такое понятие – психологический возраст. Судя по убийственной прямоте “аргументов и фактов” в часовом видео, психологический возраст брата Павла – около четырнадцати лет. Автор этих строк в свое время часто поступал подобным образом – смело “рубил” правду и не думал о последствиях. Узость взглядов и отсутствие багажа опыта почти всегда рождает комфортное чувство абсолютной уверенности в своей правоте. Обиженный и разозленный подросток кажется в собственных глазах святым. Пройдут годы, и Павел поймет, что то, что произошло с ним в харизматической церкви, не коснулось миллионов верующих, которые чувствуют себя в своих шумных и неуемных церквях вполне комфортно. Возможно, поймет и то, что часто подобная “борьба с ересями” – пример “лая Моськи на слона”. Иногда то, что сегодня кажется одним заблуждением и даже ересью, завтра незаметно занимает в жизни христианского общества устойчивое место. Разнообразные “борцы с ересями” на проверку часто оказываются попросту скандалистами и раскольниками, неспособными хранить мир с окружающими, от которых проблем больше чем от настоящих еретиков. Надеюсь, что брат Павел Стариков – человек не из этого числа. Пока же он точно сделал седыми определенное количество волос на голове Юрия Сипко.

Я имел возможность общаться с Юрием Сипко в Санкт-Петербургском Христианском Университете. Тогда я был скромным старостой своего курса, а он – недавно избранным главой Российского ЕХБ. Он показался мне глубоко мыслящим человеком и, что самое главное, лишенным честолюбия. Последнее качество я ценю – обычно власть сильно портит людей. Я допускаю, что уже тогда он вполне спокойно относился к идее межконфессионального общения. Когда я смотрел его выступление на харизматической конференции “Стражи на стенах”, я заметил его мимолетную радость, что он может что-то крикнуть из-за своей прозрачной кафедры, не скрывать каких-то бурных всплесков эмоций, каких-то “дерзновенных” теологических идей. Наверняка он устал от бюрократической и серой обстановки своего окружения. Однако, в основном стиль проповеди был типично баптистским – сдержанным, со сниманием и одеванием очков, похожий не на диалог с залом, а на монолог, как принято у баптистов.

В этом-то и трагедия межконфессионального общения. Конфессиональные культуры делают нас, христиан, чужаками друг для друга. Чрезвычайно трудно принять “чужую” христианскую конфессию. Это становится легко в одном случае – если взирать на стены, разделяющие конфессии с большой высоты. К сожалению, это означает, что надо перестать считать себя верным членом какой бы то ни было деноминации. Однако, время нас лечит. Сейчас веротерпимость все-таки гораздо сильней, чем, скажем, сто лет назад. И если у христианина есть какой-то дар предвидения, то он видит, что христианство заинтересовано в единстве. Более того, в этом заинтересован сам Бог. Однако, как достичь этого единства, если так явны перекосы и перегибы соседних конфессий? Я уверен, что Юрий Сипко не одобряет падений, бормотаний и истошных криков у харизматов. Однако, они отличные евангелисты, они гораздо более социально активны чем те же “премудрые” и пассивные баптисты! Что мог сказать своим слушателям Сипко на той конференции? Призвать всех срочно “переделаться” и вернуться в лоно баптистской церкви? Особо подчеркнуть, что они не являются для Сипко братьями? Уж лучше тогда совсем не ходить к ним. Но если не ходить и не говорить – то мы заглушаем голос здравого смысла, который есть у подавляющего числа христиан: что все, верующие в Иисуса Христа, несмотря на ошибки и разномыслия (то есть “ереси” с греческого) – братья и сестры.

Впереди у христианского сообщества – долгий путь к единству, на котором все конфессиональные ошибки будут нивелироваться и постепенно исчезать. Драматичность, неразрешимость и неоднозначность ситуации с Юрием Сипко и Павлом Стариковым состоит в том, что поступки обоих частично правильные. С одной стороны, конфессии не могут полноценно общаться, пока существуют серьезные доктринальные противоречия. С другой стороны, общаться надо. Поэтому поступок Юрия Сипко вызывает во мне уважение несмотря на все неловкости и недоразумения. Он платит высокую цену за свой выбор, поэтому он вправе получить поддержку от Бога в этом жизненном испытании. Ну а честному и прямому брату Павлу Старикову можно было бы задать следующий вопрос: почему Иисус Христос не развернул кампанию против ереси книжников и фарисеев? Правильный ответ следующий: Иисус хотел посвятить свое время на созидание, а не на разрушение: так истина быстрее доходит до сознания людей.