Вера и Алкоголь

alk2Собственно говоря, для многих христиан подобной проблемы как таковой не существует: вера и употребление алкоголя для них не противоречат друг другу. Запрет на употребление алкоголя присутствует во многих евангелических деноминациях: вот там эта тема становится злободневной. С одной стороны, Библия полна примеров употребления алкоголя и употребление в разумных пределах вина, например, не могло стать препятствием в отношениях еврея и Бога в Ветхом Завете. С другой стороны, неразумное употребление алкоголя несомненно низводит человека до состояния животного, поэтому полный отказ от алкоголя часто почитается подвигом праведности в той же Библии. Во многих деноминациях в христианстве отказ от алкоголя разумно мотивируется  не Библейской догмой, а самостоятельным решением общины. Например в России это критически важно: достаточно разрешить употребление алкоголя, как нравственность в общине мгновенно начинает разлагаться. Поэтому полный запрет на употребление алкоголя существует у баптистов, пятидесятников и у других деноминаций.

Итак понятно, что главное — это иметь лимит, границы в распитии алкоголя. Если все в правильное время, в правильном месте и в правильном количестве, то проблема не проявляется. Однако поскольку в обществе в целом трудно определить и держаться этих разумных границ, то используется полное воздержание от алкоголя. Хорошо это или плохо? Как это уже было сказано, это хорошо, хотя и трудно. В реальной жизни даже члены церквей, где алкоголь запрещен, втайне выпивают. Несомненно, подобный факт рождает в душе «подпольных алкофилов» чувство раздвоенности и огорчения, однако принадлежность к церкви многие из них ценят больше, чем свои скрытые убеждения. Первое оправдание для употребления водки, вина или пива — желание расслабиться и отдохнуть. Из биологии известно, что алкоголь замедляет нервные процессы в организме. Немощная плоть требует «перезагрузки» — вот мини-тезис для оправдания  выпивания. Для неверующих алкоголь — естественное средство, христиане же в глубине души понимают, что вино или водка — это шаг назад от духовного контроля своего физического организма, или «плоти». Однако многие христиане просто не находят эффективной замены бутылки пива, например, в своих стрессовых ситуациях. Собственно сам автор данных строк признает что не один раз прибегал к данному «мини-тезису» в реальной жизни. Однако, в разумных пределах.

Известно, что Мартин Лютер, великий христианский реформатор, например, любил выпить пива в своем доме в окружении друзей и семьи. Причины его пристрастия к пиву мне неизвестны. Наверное он так расслаблялся после многих лет своей суровой монашеской жизни. Переизбыток аскетизма действительно может покалечить душу и тело. Что если многие христиане не в состоянии выдержать перенапряжения, связанного с постоянным самоограничением и алкоголь помогает ему хоть на секунду отвлечься от своих суровых мыслей? Осудит ли Бог за бутылку пива в данном случае? Я не думаю, что осудит. Однако если христианин начнет постоянно прикладываться к бутылке, теряя самоконтроль и сфокусированность на своих ежедневных обязанностях — разве может это понравиться Богу? Определенно нет. Как же выразить это в уставе церкви? К сожалению, алкоголь надолго останется вопросом без четко выраженного ответа. Каждый христианин персонально несет ответственность за размеры употребления алкоголя. Никто из служителей евангелических церквей, пусть даже и не считающий алкоголь грехом, не решится открыто заявить об этом в своей церкви. Иначе недобросовестные или слабые верующие будут использовать данное позволение как повод к пьянству.

alk3В желании оградить людей от опасности пьянства, некоторые служители-протестанты прибегают даже к недобросовестным уловкам. Например, они утверждают что вино в древнем Израиле было безалкогольным, что конечно же, не так. Время, когда церковь могла тотально контролировать информацию, ушло в прошлое. Сейчас надо понимать, что христианская догматика должна существовать и развиваться в атмосфере информационной и личностной свободы. Вопрос употребления алкоголя — один из деликатных вопросов, который требует пересмотра в контексте современности. Как ни удивительно, светские культурные нормы, требующие сдержанности в употреблении алкоголя (как и в курении, кстати) во многих развитых странах помогают христианским общинам бороться с пьянством и вредными привычками. Так что не все уж так и плохо — желание, чтобы человек терял самоконтроль как можно реже и не разлагал общество посредством пьянства, разделяет не только один Бог.