Искупление (atonement)

В последнее время меня стали поражать своим средневековым смыслом подобные картинки. У меня просто сжимается все внутри когда я начинаю представлять мрачность и запредельную жестокость подобного понимания Голгофского креста. И я представляю какое воздействие оказывает вид подобных картинок на неискушенных и не знакомых с реалиями древности людей.

Не многие осознают что подобное юридическое толкование Искупления появилась далеко не в апостольские времена: ее родители – Ансельм Кентерберийский, Лютер, Кальвин и последующие протестанты. Эта теория может быть выражена цитатой Ансельма: “Человек бесконечно оскорбил грехом своего бесконечно благого, но и беспредельно великого, беспредельно правосудного Создателя и через то подвергся вечному проклятию”. Ну и далее идет утверждение об искуплении.

А теперь важные утверждения:

1. Понятия, на которых основывается эта теория — “оскорбление”, “удовлетворение” и пр., — не имеют места в Новом Завете.

Вы можете сами проверить. Есть места, говорящие о прощении грехов, которые АВТОМАТИЧЕСКИ истолковываются в духе юридической теории.

2. Получается что Бог оказывается “заложником” Своих собственных свойств, тем самым в Божественной жизни проявляется некоторая необходимость, лишающая Бога свойственной Ему свободы. То есть Бог не в силах справиться с оскорблением, нанесенным ему Петькой Козловым из 6 класса. Проблема в том что мы в повседневной жизни вполне в состоянии простить человека, который что-то сделал лично против нас. Мы можем простить его без всякой платы и даже без покаяния последнего. Тем более без страданий третьей стороны.

Так почему же Бог не может? Ответ очевиден: конечно Бог может.

Голгофский крест и его смысл еще пока требует нашей умственной и сердечной работы: юридическая теория имеет свои плюсы, однако не стоит делать ее единственно верной. И не надо пугать людей подобными картинками.