Знакомство с церквями: альтернативные

Пользуясь случаем посетил русскоязычную “харизматическую” (хотя, возможно, можно назвать ее “альтернативной”) церковь в пригороде Филадельфии. Ортодоксальные верующие боятся даже этого слова, понимая под этим словом беспорядок на богослужении в стиле “лихих” 90-х годов. Однако сегодня харизматические церкви разные, и та церковь, которую я посетил имела великолепный порядок, никаких “иных языков”, танцев и экстатических криков замечено не было. Время идет, взгляды меняются и совершенствуются. Если община хочет жить и не терять людей, она не может постоянно гнать на служении один “экстрим”.

Когда я вошел в зал, там уже начинала петь группа, однако без барабанщика. Группа состояла из клавишника и басиста. Я подумал после собрания, что, возможно, они играли под “фанеру”. Были три певицы, надо сказать с великолепными голосами, которые сменяли друг друга. Первая песня – быстрая. Затем – медленная. Под быструю песню народ прихлопывал, поднимал руки и ритмично двигался: эдакое прославление на 50% по мощности, где под абсолютным нулем понимается пение консервативных баптистов, а под максимумом – прославление под воздействием тяжелого христианского рока и “святого хохота” “Торонтского благословения”. Я поймал себя на мысли, что, возможно, наша психология так и работает – если тебя заставили прихлопывать, двигаться или даже прыгать в группе – то следующие посылы и утверждения я принимаю уже легче.

В один из моментов на экранах промелькнули слова “Ты нужен мне больше чем воздух, которым дышу”. Вообще-то, конечно, воздух нужен для функционирования физического тела, он на земле нам нужен каждую секунду. Однако я понимаю, что эти слова – идеализация, романтизация и установка абсолютной цели. Любая религия – это именно провозглашение абсолютного и недостижимого идеала. Иначе что это за церковь?!?

В зале было человек двести. Именно эта церковь, насколько мне известно, начиналась с работы по спасению нарко- и алко- зависимых. Достойное служение, которое охватывает людей нижних и средних классов населения. Именно поэтому в зале было много бородатых людей среднего возраста, по виду работающих в “констракшене” (стройка) – в джинсах, футболках и с цепочками на шее. Соответственно и руководство общины представляет собой такую же “братву” – простых и конкретных лидеров. Люди они достаточно щедрые и опытные. Кто, как не бывший “торчок” или “алконавт”, пришедший к Богу и ставший проповедником, может ощутить всю глубину и гамму человеческой жизни? Уж не кабинетный теоретик точно.

Все служение было с синхронным переводом – с английского на русский и наоборот. После музыкального вступления благословляли младенца. Пастор спросил как младенца зовут и изрек спорную мысль, что судьба человека зависит от имени. Затем привел совершенно фантастическую историю о том как одного младенца переименовали и он перестал постоянно болеть. Я все же полагаю, что на людей влияют не звуки, а унаследованные ДНК, воспитание, среда и персональные решения. Если я назову сына Иосифом – он будет наподобие Сталина или библейского Иосифа, кто скажет? Склоняюсь к мысли, что чем дольше человек находится у руля церкви, тем более вероятно, что рано или поздно авторитетно произнесет какую-нибудь мистическую чепуху. Однако не будем винить никого – это все же церковь, и вера может позволить сказать здесь гораздо больше, чем за ее стенами.

Отец этого младенца проповедовал первым. Проповеди было три, что весьма необычно для харизматических церквей. Так же для, так скажем, авторитарной церкви с одним пастором-гегемоном, который никого не подпускает к заветной кафедре. Здесь было иначе, что несомненно указывает на командную работу. Первый проповедник удивил меня примером, что Бог есть белый свет, который проходит через призму, а люди видят этот белый свет в цветах всей радуги. Спикер имел в виду что все верующие люди правы по-своему. После этого был призыв к покаянию, что несомненно, было тактическим ходом и пунктом методологии церкви: молитва покаяния и постоянный набор новых людей в ряды общины. Плохо ли это? Нет, это хорошо. Для этого церковь и существует. Вторым доктринальным пунктом данной общины являлось “жертвенность”. Что тоже необходимый пункт в жизни евангельских церквей – они не смогут выжить без денежных пожертвований.

Тему “жертвенности” раскрывала женщина. В который раз убеждаюсь, что для эффективной проповеди не нужна мощь мужской харизмы, рев льва и куча эмоций. Женский подход, когда она внятно и мягко выражает мысль, работает даже лучше. Она доходчиво рассказала пример жертвенности из реальной жизни, по ее словам. Однако сама история вызвала у меня недоумение. История была о мальчике, которому Бог сказал пожертвовать пять долларов, которые он копил на корову (!!!). По ее словам история произошла в штате Вашингтон в начале двухтысячных годов. Мальчик работал несколько месяцев на почте, и накопил только пять долларов, что звучит правдоподобно лишь для 19 века. Корова стоит сейчас несколько сотен долларов минимум, а за несколько месяцев работы в Америке очевидно даже дети могут заработать гораздо больше денег. Может она забыла добавить нули к пятерке? Не знаю. Историю в интернете не нашел, ничего сказать не могу. Суть ее проповеди сводилась к “испытанию” Бога своей денежной жертвой. В том же собрании Бог сказал состоятельному человеку подарить мальчику корову. Несколько раз разными проповедниками было повторено слово “успех” (success). Очевидно упор на успех остается основой во многих харизматических церквях, и значит этот ход работает. Да, управление церковной общиной вполне просто сводится к психологическим закономерностям массового сознания. Иногда это заканчивается грубой “мунтянной” манипуляцией. Но чего в нашем мире не случается… В конце концов, успех (или неуспех) означает какую-либо деятельность, а не безделие.

Но мой день сделал третий проповедник – приглашенный гость из какой-то русскоязычной церкви в Нью-Йорке. Он вышел за кафедру в ужасно безвкусной на вид цветной футболке, спортивного вида штанах, бородатый и с пивным пузом. Проповедовал он густым баритоном, с улыбкой и бегающими глазами. По виду казалось, что он рассказывает об удачной охоте или рыбалке. Но проповедь его поразила меня абсолютно выверенной богословской идеей, связью с личным Евангелием Иисуса и лаконичностью. Как, как такое возможно?!? Как в теле этого небрежно одетого человека могли возникнуть такие мысли?!? Убежден сейчас, что внешний вид человека НИЧЕГО не говорит о его внутреннем духовном мире. НИЧЕГО. Проповедующий “братан” исправил ошибки предыдущих проповедников, указав на недостаточность формального покаяния или пожертвований для спасения. Он говорил что Богу в жертву надо отдать самого себя целиком. Следующую его мысль я позже повторил своим детям, чтобы запомнили: мы ничего не можем поделать со своими желаниями, но если приносим себя в жертву Богу – Он “подкручивает” что-то внутри, и наши хорошие желания стабилизируются, а плохие исчезают. Бог делает нас счастливыми. Он развивал свою мысль, его голос звучал все весомее и громче. В какой-то момент я почувствовал себя, словно рыбка Дори с черепахами, в середине духовного потока, которому мне не хотелось сопротивляться, потому что все сказанное было правдой. Однако, увы, говорил он слишком долго, и после начала молитвы я выскочил из арендуемой церкви пошел быстрым шагом к машине. Все-таки три проповеди это много. Надо доработать детали служения, более тщательно подойти к методологии.