Мнения Павла

20151130_002715Иисус Христос, согласно утверждениям теологов, открыл истину своим ближайшим ученикам не в полной мере. Лишь только частично. 12 апостолов с удивлением узнали об этом через пару десятков лет после вознесения Христа. На сцене появился новый игрок, новый апостол, которого Христос призвал уже после Своего воскресения. И поскольку, по утверждению нового апостола, воскресший Христос более “прославлен” чем тот Христос, который был “во плоти”, то и новый апостол должен быть более велик чем ученики Иисуса, которые три года пытались постичь учение Мессии находясь с Ним рядом. Правда Павел скромно называл себя “малейшим” апостолом. Но все равно при этом добавлял что если судить “по делам”, то он больше.

Вопрос, который здесь возникает, следующий: почему я должен этому верить? Собственно, апостолу Павлу задавали этот вопрос прямо в глаза во время его жизни. Почему, мол, ты не примкнул к ученикам Иисуса во время Его жизни, а сейчас столь свободно добавляешь кое-что к апостольскому учению? И это его сильно задевало, согласно его посланиям (письмам). Ответ на этот вопрос коренился в таинственном призвании Павла, у которого не было свидетелей. Бесспорно, подобное откровение Павел наверно получил – уж слишком стремительный поворот произошел в его жизни во время путешествия в Дамаск. Но значит ли это, что “прославленный” Иисус надиктовал Павлу новые элементы учения? Почему он не известил об этом своих первых учеников? Неужели по причине отсутствия образования у последних?

Между двенадцатью и Павлом несомненно царило некое недопонимание. Павлу приходилось излагать свое учение апостолам, те же, понимая, что слышат многие вещи впервые, решили не спорить с Павлом. В главном, как они считали, они едины. И кроме того, образованный и упорный Павел смело входил в синагоги, спорил с языческими философами, был бесстрашен во время беспорядков и гонений. Это он создал костяк первой церкви, надо отдать ему должное. Он не щадил своей жизни. Он был римский гражданин и одновременно “фарисей от фарисеев”. Он спокойно смотрел в глаза как римским солдатам и бюрократам, так и в глаза ортодоксальных саддукеев и фарисеев. И он переигрывал их всех. В отличие от двенадцати скромных рыбаков. “Я больше” – был убежден апостол Павел. Обладая верой, сопровождаемый знаками и чудесами, он решился однажды открыто приехать в Иерусалим, где его ждали враги. Кто знает, может он хотел умереть как Христос? Однако в последний момент он попросил суда у Цезаря. Он не смог или не захотел умирать в Иерусалиме. Или получил очередное откровение, “задание” свыше: свидетельствовать в Риме.

Сейчас, обладая новозаветным каноном, не каждый может отличить учение Павла от аутентичного учения Иисуса Христа. Нам кажется что все новозаветное учение – это монолит. Но это только кажется. Что же Павел добавил к учению Иисуса, рожденному в три года Его открытого земного служения? Что двенадцать апостолов услышали впервые?

20151130_003414Во-первых, как уже было сказано, Павел провозгласил что земное учение Иисуса не сравнимо с превосходным “небесным” учением того же Иисуса. “если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем”. И Павел считал именно себя проводником более совершенного учения. Он в деталях объяснял процесс призвания, оправдания, примирения, очищения и так далее с точки зрения небесных, вечных реалий, как он их понимал. Евангелие Иисуса Христа, которое называлось “Евангелием Царства Божьего”, не включало столь подробных описаний! Павел впрочем даже не пытался проповедовать то, чему учил Иисус. Слова “царство Божье” он употребил пару раз во всех своих посланиях вместе взятых. Павел, словно обладая неким сакральным знанием, проповедовал “Христа распятого” и весь механизм последующего спасения. Именно поэтому апостолы слушали его с открытыми ртами. Иисус не проповедовал “себя распятого” и многого другого, о чем уверенно твердил Павел! Но они понимали, что этот великий подвижник на их стороне, и решили трудиться вместе с ним несмотря на различия в богословии.

Другие примеры либо смелого творчества либо небесного откровения апостола Павла.

Учение о том как грех через одного человека вошел в мир, учение о том как все стали виновны. Иисус не упоминал первородный грех. Насколько я знаю, даже иудаизм не знаком с этим учением, принятым на веру в христианстве.

Рассуждения о законе и благодати. Павел, как и все чистокровные евреи, возводил закон Моисея в абсолют и объяснял как этот закон перестал иметь власть в связи с делами Иисуса Христа. То есть как закон заменяется “благодатью” Бога. Иисус никогда не вдавался в рассуждения о законе иудеев и не пытался изложить “юридические” принципы и аспекты спасения. Кажется, Иисуса не интересовал еврейский закон вовсе.

Павел сделал христианскую общину сакральной невестой Христа, живым организмом, местом активного действия Духа Божьего. Иисус лишь однажды упомянул церковь, однако вовсе не сравнивал общину с человеческим организмом, где каждый человек – это орган или часть тела. Христос делал упор на то, что Дух действует везде одинаково. И кажется считал что все люди до единого, все человечество – это община, в которой некоторые проснулись, получили духовное рождение, а другие еще нет.

20151130_003351Существуют и другие элементы учения Павла, о которых Иисус не упоминал. Главный вопрос в следующем. Если я тверд и последователен в аутентичном учении Иисуса Христа – евангелии Царства Божьего, однако не верю, допустим, в учение Павла о первородном грехе, что мне за это будет? С годами я все больше и больше склоняюсь к уверенности, что все со мной будет в порядке. Почему я должен верить что учение Иисуса было неполным и он призвал еще одного апостола чтобы все объяснить? Почему я должен верить в то, что Павел, будучи обычным человеком, в отличие от Христа, превзошел Его в глубине учения? Зачем мне дополнять Евангелие Царства Божьего непонятными мне богословскими рассуждениями? Вся картина с Павлом становится ясной и понятной при понимании одной вещи. Лишь Иисус Христос мог принести в наш мир необходимую мне информацию свыше. Остальные люди, как бы они высоко в “табели о рангах” ни находились, могут лишь толковать это главное откровение. И эти человеческие толкования – лишь частные мнения. Каждый из нас имеет свое мнение. И каждый из нас в чем-то прав и в чем-то заблуждается.

Многие годы вместо изучения Евангелия Царства Божьего я был занят попытками истолковать письма Павла. Долгие размышления приводили меня к личности самого Павла, в которой я однажды окончательно разочаровался. На основании тех же новозаветных текстов. В каждом человеке можно разочароваться. Это неизбежно за исключением одного случая. Иисус, Иешуа – тот человек, в котором нельзя разочароваться. И поэтому я должен знать Христа во плоти, это абсолютная необходимость. Я понимаю Его личность исключительно потому что размышляю над Его личностью и делами в человеческом обличье. Мнение апостола Павла я принимаю, мне понятно его мнение и примерно понятно почему он так или иначе утверждал. Его логика ограничена и объяснима. В них нет вечности, в них застыла его давно ушедшая в небытие эпоха. В учении Иисуса я не чувствую “дна”, оно навсегда. И скоро наша цивилизация вновь увидит и поймет это.