Может ли женщина быть пастором

Мы наблюдаем безуспешные попытки консервативных христиан противостоять рукоположениям женщин на руководящие должности в церкви: в пасторы, дьякониссы и так далее. Вроде бы сама жизнь явственно показывает, что есть много успешных женщин-политиков, бизнесс-вумен, менеджеров и так далее. Женщины умеют руководить, проповедовать, учить, писать книги. Но консервативные христиане все так же наполнены сомнением в природе и способностях женщины: потому что “Ева согрешила первая, а не Адам”, потому что апостол Павел в своих письмах писал “женщина в церкви да молчит” и говорил только о рукоположении мужчин, а не женщин. С другой стороны, тот же Павел писал, что “во Христе уже нет ни мужчины ни женщины”, утверждая полное равенство полов. Иисус же вообще включил женщин в число близких учеников. Как же можно найти правильное понимание “женского вопроса” в христианстве?

Начать надо с реального положения дел положения женщин в христианстве. Многие христиане (как и представители других религий) слепо отрицают реальность в угоду своему пониманию священных для них писаний. Проходят многие десятилетия, прежде чем научные или социальные истины принимаются – благодаря, как правило, тому, что упорные консерваторы уходят в “мир иной”, и их место занимают их потомки, которые уже проще относятся к новшествам и разнообразным открытиям.

Женщины всегда играли значительную роль в христианстве — это невозможно отрицать. Даже ортодоксальные верующие согласны с этим – для них важно лишь чтобы женщина продолжала служение, не претендуя на официальное признание ее заслуг – в качестве скромной служанки. Но в реальной жизни руководить в роли служанки практически невозможно. Для примера – Елизавета Ивановна Черткова (урожденная графиня Чернышева-Кругликова). Трудно представить, как началось бы развиваться евангельское движение в среде аристократии столицы Российской империи (конец 19 века) без Елизаветы Чертковой. Современный исследователь Мирья Кузнецова так характеризует её: “Как только не называли эту женщину:  Старостиха, Редстокистка, Пашковка, Баптистка. В наши дни ее, возможно, обозвали бы выскочкой или феминисткой. Одним словом, генеральша!”. Она долгие годы руководила служением евангельских христиан в столичном тогда Петербурге, которые со временем превратились в евангельских христиан-баптистов и частично пятидесятников, весьма консервативные конфессии, которые официально не признают женского служения. Они забыли о своей матери-основательнице – вероятно, по причине влияния менее образованного массового баптистского движения родом с юга России.

В консервативном иудаизме женщины так же изредка были начальницами синагог. Образец надписей со второго века до нашей эры и до шестого века нашей эры показывают, что некоторые женщины занимали важные должности в синагоге. Пять надписей свидетельствуют о женщинах, носивших титул «мать синагоги», что, скорее всего, указывает на их активное участие в управлении и руководстве. Надпись неизвестной даты из Фессалии (северная Греция) упоминает некую Перистерию и называет ее «лидером». Более того, Бероникене из Апулии (Италия) и некая Ребека из Фракии (к северу от Черного моря) вместе с несколькими другими древними еврейскими женщинами получили титул «старейшина» на своих могилах, что говорит о том, что их очень уважали и считали лидерами. В надгробной надписи из Смирны (западная часть Малой Азии), датируемой вторым или третьим веком нашей эры, упоминается некая «Руфина, еврейка, глава синагоги», которая «построила эту гробницу для своих освобожденных рабов и воспитанных рабов в ее доме». Надпись четвертого или пятого века нашей эры с Крита упоминает некую «Софию Гортинскую, старейшину и главу синагоги Кисамоса».

Нет сомнений – роль женщин велика и в других религиях. В религиозном споре с реальностью многие прекрасно осознают, что некоторые (разумеется не все) женщины иногда превосходят мужчин в способностях и в бытовой жизни, и в социальной. В тех же консервативных общинах женщины могут быть “теневыми кардиналами”, которые управляют как мужчинами, так и общинами. Возьмем для примера “мать Методизма” – Сюзанну Уэсли с ее 19 детьми и 16 правилами для воспитания детей. Ее сыновья просто переняли от своей матери методичный подход ко всему – и на свет родилось новое направление в христианской мысли. Вы думаете – если женщина блестяще справилась с десятком собственных детей – то она не смогла бы справиться с религиозной общиной? Смогла и еще бы раз смогла. Просто религиозный страх, (почти суеверный страх), пока не позволяет спокойно относиться к женщинам с хорошими способностями у руля церкви.

Последние исторические исследования показывают, что женщины играли бОльшую роль в служениях и литургиях ранней Римской церкви, чем считалось ранее, и присутствовали у церковных алтарей в качестве диаконов, священников и даже, возможно, епископов. Находки были основаны на иконографии древнехристианского искусства: “Одним из артефактов, на которых исследователи основывают свои находки, является коробка для реликвария из слоновой кости, датируемая примерно 430 годом н. э., на которой изображены мужчина и женщина, стоящие по обе стороны алтаря, каждый из которых поднимает чашу. Алтарь — это алтарь Старой базилики Св. Петра в Риме. Жест поднятия чаши признается литургическим актом, совершаемым священниками”. Иными словами, в ранней римской церкви царило истинное равноправие! В течение веков писцы легко цензурировали тексты, которые первоначально описывали бы рукоположение женщин. Но этот и другие артефакты выжили, потому что они были похоронены в земле и найдены в 21 веке. Споры о находках пока продолжаются. Некоторые исследователи полагают что «В большинстве случаев мы можем предположить, что это были два священника или два епископа, председательствующих вместе у алтаря. В письме, известном как Didascalia Apostolorum, описаны ранние христианские общины на Востоке, где пара мужских и женских диаконов контролировали подношения. Диакон-мужчина символизировал Христа, в то время как женщина-диакон символизировала Святого Духа, который был женского рода везде, где говорили на арамейском языке.” Странно, что для христиан Бог — это прежде всего мужчина, хотя человек (мужчина и женщина) был сотворен по образу Бога: значит в Боге есть мужское и женское начало.

Униженное положение женщин в обществе и церквях имеют естественные эволюционные причины. Мужчина физически сильнее, он не связан обязанностью растить малолетних детей. В женщину вложен инстинкт заботы о детях со всеми вытекающими отсюда последствиями. Женское тело не приспособлено для охоты или битвы. Но вместе с этим, женщины как правило, обладают более развитой интуицией и более усовершенствованными эмоциональными и психологическими способностями по сравнению с мужчинами.  Несмотря на физиологические различия, в духовном и интеллектуальном отношении, как верно указывал Павел, между мужчиной и женщиной различий нет. Иисус, кажется тоже не проводил особых различий между мужчиной и женщиной – у Него были ученики как среди мужчин, так и женщин.

У Иисуса был особый, узкий круг близких учеников. Этим посвященным людям, в число которых несомненно входили и 12 апостолов, разрешалось постоянно следовать за Иисусом, исполнять Его поручения и нести служение. В число этих учеников входили женщины. Не могу себе даже вообразить, что Иисус относился к женщинам как к служанкам, которым дозволялось изредка, когда нет работы, послушать Иисуса или апостолов. Категорически не могу! Верю, что Иисус относился к мужчинам и женщинам одинаково, никого не превозносил или не унижал, отвечал на их вопросы, давал задания проповедовать. Кто знает, может его учениц (Мария Магдалина, Иоанна жена Хузы, Сусанна и другие) и можно было в какой-то мере сравнить с апостолами. Однако идея о мужском превосходстве со временем взяла верх, и женщин оттеснили в ранней церкви от дьяконского и других официальных служений. Эта ситуация сохранялась вплоть до 20 века, когда женщины, вследствие технической революции, начали проявлять свои способности и вновь начали возвращаться на руководящие должности в церквях.  И этот процесс не остановить. Рано или поздно женщина займет равноправное положение с мужчинами согласно истине, что перед Богом мужчина и женщина абсолютно равны.