Христианское Государство

Достаточно ли глубоко христиане вовлечены в политику? Конечно глубоко! Лучше все же задать вопрос не о глубине, а о качестве вовлечения в политические процессы. Английские и американские христиане (не все, конечно) когда-то активно завозили рабов, занимались колонизацией и издавали отредактированные Библии для оправдания рабства. Русские христиане (тоже не все) считали Советскую власть посланной от Бога. Немецкие христиане (не все) активно служили режиму Гитлера, занимали посты и должности в Гестапо, и посещали церкви, над кафедрами которых возвышались фашистские свастики. Верующие могут быть вполне активно вовлечены в социальные процессы, – и быть морально слепыми, несмотря на ежедневное чтение Библии и молитвы. У всех людей, включая верующих, есть проблема с “различением добра и зла”! 

Представление о добре у многих современных христиан простое: прививание основ христианства начиная с раннего возраста, обязательные публичные молитвы, обязательное чтение Библии и Библейские уроки, регулярное посещение церкви, наличие авторитетных церковных или христианских лидеров в высших эшелонах власти, “представляющих интересы христиан”. Ну, и конечно борьба за “традиционные ценности”, что обычно понимается как борьбу против ЛГБТ. Ну и наверное, сюда следует добавить вежливое (или не очень) выдавливание на обочину всех остальных религий.

Буквально недавно пастор и учитель Джон Макартур из общины церкви Грейс в Сан-Вэлли, Калифорния, заявил, что поддержка религиозной свободы является идолопоклонством: «Несколько недель назад я сказал нашему собранию, что никогда не смогу по-настоящему заботиться о религиозной свободе. Я не буду бороться за свободу вероисповедания, потому что не буду бороться за идолопоклонство. Зачем мне бороться за то, чтобы у дьявола было как можно больше ложных религий и чтобы все они были доступны каждому?». «Ну, люди скажут, что это ужасно. А христианство? Христианство продвигается независимо от того, есть религиозная свобода или нет», — заявил он. «И всегда будет свобода вероисповедания для всей лжи». Удивительно, насколько короткая историческая память может быть у людей! Буквально недавно, каких-то 200 лет назад, десятки христианских конфессий хлынули в Америку в поисках религиозных свобод. Устоявшиеся конфессии в Европе “боролись с дьяволом”, не давая ходу новым течениям в христианстве. Из какой церкви сам МакАртур? Вне-деноминационной (nondenominational)? В Европе пару веков назад его бы точно назвали идолопоклонником. Тысячи подобных инакомыслящих сбежали от этого в Америку, где благополучно предали забвению идею религиозной свободы, в которой так нуждались их предки.

“И почему это плохо?!?” – восклицают христиане, рисуя в своем сознании «идиллистические» картины общих молитв в школах, благочестивых библейских собраний в государственных учреждениях, седых старцев с Библиями на телевизионных каналах. Последователи ислама, ясное дело, рисуют схожую картину в головах, но уже с мусульманскими ценностями и атрибутами. То же в отношении буддистов, иудеев и так далее по списку. Религиозное воспитание дает, как правило, лучший результат нежели отсутствие всякого воспитания, но проблема в том, что идея “религиозного государства” не работает. История вполне ясно показывает это.

Для начала можно рассмотреть эпический провал “иудейского государства” времен Иисуса Христа с их тотальным религиозным образованием, религиозной властью и мессианскими устремлениями. Они не узнали Мессию! Более того – они УБИЛИ его, устроив восстание и потеряв вообще все свое государство в войне. Обратимся к европейской истории: тысячи монастырей, университетов и школ раскиданы по Европе, Священная Римская Империя покоится на идее “симфонии” государства и церкви, папы назначают королей и феодалов, церковь интегрирована во все социальные институты. И что? наступил рай на Европейском континенте? Прекратились войны, все люди стали благочестивыми, а нравы – святыми? Нет – достаточно вспомнить кровавые десятилетние братоубийственные войны между католиками и протестантами, чтобы понять: прогресс в обществе не связан с “симфонией” государства и религии. Со временем люди разобрались в этом вопросе и отделили религию от государства. Слишком много крови и беспорядка принесло это содружество вместо мира и процветания. Не приносит в Азии счастья и воплощение идеи “исламского государства”. Картина та же самая – идеалы высокие, а на практике слезы, кровь и боль. Так почему же это не работает?

Во-первых, все же, удивительно почему христиане не помнят слова своего Учителя – что его царство “не от мира сего”. Они упрямо, (из добрых побуждений, конечно), хотят воплотить Царство Бога на земле в политическом понимании. Или, напротив, впадают в другую крайность – объявляют все человеческие институты “дьявольскими” и уходят в леса “светить” для деревьев. Религия должна заниматься духовными, этическими ценностями, которые в свою очередь приводят человека к спасению в вечности а обществу дают этическое здоровье. Возьмем, к примеру, любовь как наивысшую ценность в учении Иисуса Христа. И здесь мы можем найти ответ на вопрос почему политические “религиозные царства” не имеют должного эффекта. Политическая власть не в состоянии дать или усилить духовные ценности. Умение управлять государством не пересекается с умением или знанием как культивировать духовные ценности. Именно в этом смысле надо понимать слова Иисуса: “Царство мое не от мира сего”. Вы можете заставить солдата маршировать на плацу, однако не можете изменить его сердца. Даже если маршировка по плацу, на ваш взгляд, создаст все условия для изменения сердца, это не обязательно будет иметь место в реальности! Эффект может быть даже противоположным! Каждый человек – уникальное существо, и к каждому нужен индивидуальный подход и уникальное стечение обстоятельств. Человеку нужна свобода, чтобы сделать осознанный и добровольный выбор в сфере религиозных ценностей. Именно поэтому Иисус учил что мир устроен свободным, и “Бог посылает дождь и к праведным, и к неправедным”.

Еще одна причина почему “христианское государство” не работает — это состояние самих верующих, которые готовы спасти человечество посредством политики. Многие из них не осознают, что они НЕ находятся на более высоком духовном уровне, нежели те, которые не верят в Бога. Многие верующие просто находятся в религиозных элитарных клубах, они усвоили некую религиозную философию, язык и образ поведения своих “клубов” и полагают что достигли некоего “высшего знания”. На деле же, при проверке, в повседневности или в экстремальной ситуации, оказывается, что они ведут себя точно так же, как и люди, далекие от религии: без милосердия, грубо, поспешно, движимые корыстью и лишенные самопожертвования. Их религиозный опыт поверхностен – и они не в состоянии находиться НАД политическими и психологическими играми, погружаясь в этот мутный денежный поток с головой.  О каком истинном христианском государстве может идти здесь речь?

Наконец, третья причина почему религиозные государства терпят поражения: недостаток знаний, устаревшие представления в любой сфере и отсутствие умения меняться. Недостаток знания – вполне естественное явление, человечество уже вполне усвоило что есть то, чего оно пока не знает. Процесс приобретения опыта и знаний — это долгий процесс. Религия же до сих пор консервативна по своей сути и очень медленно избавляется от предрассудков. Ученые обнаружили что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот – и посмотрите, как долго средневековая Церковь принимала этот научный факт. В политике подобная медлительность неприемлема. Хорошим примером была реакция верующих на маски и вакцины в условиях пандемии. В то время как власти должны были действовать быстро и эффективно, чтобы избежать массовых смертей, верующие сжигали маски, собирались на свои собрания, где успешно распространяли вирус, и так далее. Трудно себе представить с какими человеческими потерями вышло бы классическое (отсталое по определению) “христианское государство” из пандемии. Духовные ценности меняются гораздо медленнее — это правда, и религия не в состоянии быстро реагировать на быстрое изменение мира. Этот факт доказывает одну простую истину – религия должна заниматься своим делом, государство – своим. Взаимного пересечения государства и религии в разных вопросах – не избежать. В нашем мире вообще все взаимосвязано. Однако поставить религию над наукой, философией и политикой значит наступать на те же грабли, которые все так же свободно лежат посреди сотворенного свободным мира.