Настоящие христианские ценности

Со мной в школе в советское время учился мальчик Женя, чьи родители были, кажется, адвентистами или свидетелем Иеговы. Помню его в мятой рубашке, застегнутой на все пуговицы. Наверняка на все пуговицы были застегнуты рубашки его отца, старших братьев и родственников в его церкви. В пионеры он вступать отказался наотрез. Принципиально. Таковы были ценности в его общине. Он, помнится, мало ценил учебу и знания. Так же он хулиганил, убегал с уроков и частенько курил за углом школы. Глядя на это трудно было разобраться в том, каковы истинные христианские ценности. 

Прошло много лет. Некоторые христианские общины превратились в процветающие организации в зданиях с дизайнерским интерьером, напичканными цифровой техникой. Благосостояние христиан, умеющих трудиться, повысилось: исчезли мятые рубашки и неряшливый вид. Многие члены протестантских церквей приезжают на служения в дорогих машинах, в лакированных туфлях, дорогих костюмах и платьях. Христианскими ценностями считаются посещение церкви, молитва, противостояние ЛГБТ и абортам. Вместе с этим в Америке верующие как правило, выступают за свободное обладание и ношение оружия, не ценят научный подход к  здравоохранению, и мечтают чтобы беженцы как можно меньше проникали в страну. Глядя на все эти противоречия, все так же нелегко определить что же такое настоящие христианские ценности. 

Христианские духовные ценности в изложении Иисуса Христа хорошо известны и могут быть без труда найдены в Библии: вера в Бога; любовь к Богу и человеку; дружба; милосердие; скромность; доброта; честность; бескорыстие; жертвенность; мудрость; верность; мужество и так далее. Если из вышеперечисленного убрать веру в Бога – то подобный “кодекс чести” почтут за честь выполнить даже материалисты. Есть во всем этом какая-то “гусарская” романтичность, высокое вдохновение “братства”. Как же получилось, что обладатели этого вдохновенного “Евангельского кодекса чести” сфокусировались не на нем, а на отвращении к геям и других приземленных целях?

Почему когда Иисус учил что богатому трудно протиснуться в двери Царства Бога, верующие любят деньги, дорогие машины и соревнуются в тщеславии у кого больше дом и больше отпусков на тропических островах? Почему, борясь за жизнь нерожденных детей, христиане пренебрегают ношением масок и вакцинациям, которые спасают жизни уже рожденных взрослых и стариков? Почему не устраивают марши против вождения автомобиля в нетрезвом состоянии? На дорогах от этого гибнут десятки тысяч людей. Почему не пытаются бороться против сердечных болезней, которые уносят так много жизней? Если бороться за жизнь – то надо бороться везде! Или почему христиане безразличны к проблеме свободного ношения оружия если оно становится причиной гибели тысяч невинных людей? Библия учит милосердию и состраданию к беженцам и “пришельцам” – а христиане не имеют никаких чувств к беженцам из различных стран, кроме отрицания: “я ничего не хочу знать о твоих обстоятельствах – просто соблюдай закон”. Евреи, изгнанные из Европы после второй мировой войны никак не могли оставаться в рамках законов – их просто никуда не пускали. Всякий беженец уже вне закона: и он нуждается в милосердии, как форме сердечного “беззакония”, а не в чем-то ином. Все эти многочисленные почему остаются без ответа, увеличивая непонимание в вопросе “какие же ценности на самом деле отстаивает христианская церковь?”

Один раз апостол Павел в письме довольно пессимистично написал что “все ищут своего” в контексте служения в еще молодой тогда церкви. “Свое” – это в первую очередь деньги, власть и влияние. Люди всегда искали этого, и христианство не стало исключением. Возвышенные идеалы Иисуса, который был “не от сего мира”, в церкви всегда соседствовали с вполне приземленными и практичными желаниями людей, желающими провести короткую земную жизнь как можно лучше. И это означало что христиане всегда ходят по лезвию бритвы, пытаясь сохранить баланс между святостью и эгоизмом, жадностью и бескорыстием, гордостью и смирением. Как вести себя когда баланс нарушен – когда пастор мега-церкви, не стесняясь, собирает себе на частный самолет? Или когда  священник в деревенской глубинке наслаждается ездой на последней модели Мерседеса? Делать вид что так и должно быть, высоко держать голову и обращать внимание паствы на многочисленные проблемы этого мира: к примеру, на безбожные власти, ущемление прав верующих, развращенность “внешнего” мира и так далее. И чем энергичнее это делать, чем более вкладывать в это чувств, страсти, тем меньше видят прихожане слабости и грехи местного священника, гневно взирая на масонов, геев и других “врагов Божиих”. 

Главный психологический ресурс в управлении массами людей- это накаливание эмоций. Церковь – это тоже масса людей. Пастор церкви, который в свободное время торгует акциями на фондовой бирже – какой эмоциональный заряд он может дать своей пастве? Только не напоминать много о словах Иисуса “Трудно войти богатому в Царство Небесное”! Лучше так: “В Америке идет атака на религиозную свободу!”. Или так: “Геи – виновники развращения общества, они навлекут на нас проклятие Божие!”. Или “В беззаконии виноваты нелегалы!” Этот прием эффективно мобилизует паству, хотя и напугает ее. Вот откуда берутся современные около-христианские ценности: из желания управлять и манипулировать, из желания держать под контролем умы, из желания денег, власти и славы. Если речь идет о выборах президента США, умение управлять умами миллионов христианских голосов ценится очень дорого, вознося некоторых христианских лидеров на вершину политического олимпа, где местные боги вершат судьбами Американского государства. 

А что же истинные христианские ценности? Любовь, честность, долготерпение, бескорыстность, самопожертвование, милосердие? Эти ценности, отброшенные многими “эффективными церковными менеджерами” – вечные. Они переживут еще много поколений на нашей планете, и когда-то в далеком будущем “внуки наших внуков”, обретут их по-настоящему и построят новое общество, в котором, возможно, будут представлять наш 21 век “мрачным средневековьем” культуры, науки, политической, социальной и духовной жизни.