Англиканская церковь

Hatboro, “древний” по американским меркам городок, основанный в начале 18 века, достаточно уютный. Здание англиканской церкви под названием “Адвент”, построенной около 100 лет назад в стиле “псевдо-готики” (подражание средневековью) тоже выглядит уютно. Массивные камни в стенах, необычное расположение помещений и комнат внутри. Старые общины имеют много что вспомнить. Когда я зашел в церковь, у входа никого не было. Я беспомощно огляделся по сторонам в попытках найти путь в богослужебный зал. На стенах висело множество украшений, информации, фотографий. Наконец увидев указатель и сделав два поворота, я вышел в некое фойе с длинной вешалкой, или гардеробом, где уже висело множество одежды посетителей. Достаточно ухоженный интерьер и высокая температура внутри. Я пожалел позже, что не оставил свою куртку. Двери, ведущие в главный зал, были открыты.

Перед ними стояли наготове три женщины. Готовые войти в зал и начать служение. Да, ведь эта та самая англиканская церковь, которая аж в 70-х годах разрешила рукоположение женщин! Правда 20 лет после этого ни одну женщину так и не рукоположили. Но сейчас – вот, пожалуйста. Две из них были в белых сутанах. Одна, видимо, низшего ранга, женщина была в сутане с капюшоном. Я невольно вспомнил монахов. Англиканская церковь, если вы не знали, в 20 веке решила восстановить монашество. Ну разумеется, монашество там гораздо более современное, гораздо более мягкое чем монашество в средневековье. Все три женщины были в возрасте от 40 лет и выше, приблизительно. Главная из них имела короткую современную стрижку “каре” и была одета в кремового цвета сутану с неким орнаментом впереди. Тот же материал с тем же цветом узором я увидел на чаше с вином. Англикане имеют причастие, кажется каждую неделю.

Я поздоровался, они заулыбались в ответ и тепло меня поприветствовали. Уже когда я зашел в зал, одна из них догнала меня и вручила программу на сегодняшнее служение, в котором были молитвы, символ веры, тексты из Библии. Логотип церкви Адвента в Хатборо – это квадратный крест, окруженный четырьмя подобными маленькими крестами. Интересно, что англикане в свое время объявили себя третьей главной ветвью христианства, наряду с католиками и православными. И знаете почему? Я так понял, Англиканская церковь считает, что ее епископальная линия преемственна через архиепископа Кентерберийского, который исторически считается преемником святого Августина, пришедшего в Англию в VI веке и основавшего англосаксонское христианство. И отделение англикан от католиков, произошедшее в 15 веке, стало быть, было возвращением к своим английским истокам, надо полагать. Вообще каждая сильная нация так или иначе верит в какую-либо свою исключительность. Англичане не были исключеним. Но сейчас поумнели.

Я вошел в зал. Потолок был деревянный. Массивные балки из хорошего дерева пару минут не давали мне покоя: они были гигантскими и я все прикидывал какими были деревья, из которых их выпилили? На центральной стене висел крест со странными концами в виде трех лепестков. Не знаю почему именно так, вероятно это символизирует Троицу. Это моя версия. Там же на стене было интересное “гипнотическое” колесо из 12 частей. 5 свечей Адвента с левой стороны. Четыре свечи на высоких подставках по центру. Алтарь с Библией, которую священник поднимала над головой перед чтением пару раз, и высокой чашей с вином. Массивные светильники на цепях с готическими “клыками” снизу. На окнах – цветные мозаики со сценами из Евангельских рассказов.

Вошли эти три женщины, служение началось. Кстати, в этой общине есть главный священник, The Reverend Näz Javier, Priest-in-Charge. По виду он из Вьетнама или из восточной Азии, говорит с акцентом. Но сегодня его не было. Во время служения были пару коротких заминок, мне показалось что они что-то не могли найти. Вероятно, немного нервничали и переживали. Но в общем справились.

Служение было коротким – один час, с девяти до десяти. Удивительно, сегодня не было ни одного общего пения. Было чтение Библейских текстов из программы, чтение записанных там же молитв, и даже чтение Никейского символа веры! Короче все по плану. Англикане как и католики и православные, имеют свой богослужебный круг, и все у них записано наперед. А вот проповедь ведущей собрание женщины была интересной. Зал живо реагировал, пару раз смеялся над шутками. В зале, конечно, было подавляющее число пенсионеров. Проповедница рассказывала кроме всего прочего и о своем детстве, когда в пятилетнем возрасте умер ее отец. Говорила просто и убедительно. Я в который раз убеждаюсь что женщины не уступают мужчинам ни в проповеди, ни в способности проводить мероприятия, ни иногда в мудрости.

В процессе было пару интересных моментов. Одно из них – публичное исповедание грехов. Представьте себе сорок или пятьдесят человек, хором повторяющих следующие слова: “Милостивый Бог, мы исповедуем что согрешили против Тебя в мыслях, словах и делах. Мы не любили Тебя всем сердцем, мы не любили ближних как самих себя. Нам очень жаль и мы смиренно каемся”. Каково? Несмотря на ранний час, в какое-то мгновение я почувствовал нечто трепетное внутри. Кто его знает, может некоторые в зале повторяли эти слова с истинными чувствами. Кто знает…

Евхаристия проходила стандартно для протестантов и католиков. Люди организованно вышли из-за скамеек и выстроились в очередь вдоль стен по направлению к выходу. Там две очереди сливались в одну. В этой точке слияния стоял “рукомойник” для дезинфекции. То и дело в тишине я слышал как на него постоянно нажимали. Маленькая девочка запротестовала громким голосом по какому-то поводу перед ним, отчего вся очередь засмеялась. Я, как обычно, остался сидеть и не знал куда спрятать глаза когда мимо меня проходили прихожане. Один из них в конце служения с искренним непониманием спросил почему я не участвовал в Причастии. Для них еженедельная Евхаристия есть часть духовной жизни. Я уклонился от ответа. Не буду же я начинать разговоры о том, что это для меня лишь символ, и никакое причастие не сделает меня лучше если я сам не верю. А если верю, то меняюсь каждый день без всяких символов, в теории, верно? С другой стороны, надо будет в будущем попробовать и “разделить общение” с братьями и сестрами. Хотя так много останется невысказанным между нами!

Ведущая поздравила нескольких человек с днем рождения, сделал несколько объявлений. В конце служения она встала у входа, и как обычно у протестантов, образовалась очередь. Я поблагодарил ее за проповедь и заглянул в глаза. Я увидел усталость. Возможно это усталость после напряженного богослужения. Может быть усталость после праздников. Возраст, знаете ли. А может быть, она отразила и вернула мне мое усталое выражение на лице. Мне хочется участвовать не в обрядах и повторениям молитв, а в живом и открытом общении, слышать новые мысли и идеи, а не утвержденные старцами фразы и символы веры. Хотя, слишком много подобной новизны тоже нехорошо. Нужен баланс между традицией и новыми идеями.

Я вышел на парковку, придержав дверь для выходящей старушки. Получил свою порцию сердечной американской благодарности, сел в машину и огляделся. Частный сектор вокруг, заборы низкие, дома недорогие. В одном из дворов наружу радостно выскочили две черные овчарки и начали бегать вокруг. Рядом стояли пару старинных зданий, туда и сюда сновали машины. Воскресенье, 31 Декабря 2023 года. Еще один день, еще один год нашей жизни.