Ошибки ранней церкви

В одной своей статье я позволили себе фразу “это была ошибка ранней церкви”.  Речь шла о смерти Анания и Сапфиры, которые умерли таинственным способом прямо перед апостолом Петром потому что не передали Иерусалимской общине все свои средства, как обещали. Описание этого можно найти в 5 главе книги Деяний. Эта фраза вызвала неудовольствие некоторых читателей. По-видимому они считают что подобное посягательство на авторитет ранней церкви делом греховным. Конечно, авторитет церкви – важная вещь, однако авторитет является производной от некоторых принципов, с утратой которых испаряется и сам авторитет. Смерть Анания и Сапфиры, какими бы плохими они не были, являет разительный контраст как с учением Иисуса Христа, так и общими нравственными представлениями. Вы только представьте себе, что ваши близкие падают замертво в церкви потому что оставили себе часть денег, которые хотели пожертвовать в церковь! А теперь представьте себе Иисуса Христа, перед которым замертво падают верующие, приносящие деньги для распространения Евангелия. Нонсенс! Проблема многих “чтущих” Библию состоит в нежелании усердно думать. Для того, чтобы еще яснее показать разницу между человеческим и Божественным, можно указать еще на несколько ошибок ранней церкви. Наличие этих ошибок вовсе не умаляет всех подвигов и праведности ранних христиан, вовсе не означает что Бог не действовал в их общинах. Дело в том, что там где есть человек, там всегда есть несовершенство и неизбежные ошибки.

1. Коммунизм в Иерусалимской общине. Иисус требовал полного посвящения только от самых близких последователей. Двенадцать апостолов отдали все свое имущество на дело служения и следования за Иисусом. Менее приближённые верующие могли жертвовать сколько они хотели, однако не были обязаны становиться членами каких-либо коммун. Итак, чем больше духовная близость, чем крепче духовное братство, тем больше доверие и готовность жить сообща. Тем же принципом, вероятно, руководствовадись и апостолы, организуя коммуну в Иерусалиме. Но разница между братством двенадцати и коммуной в Иерусалиме была огромная: во-первых, уже не было Иисуса с Его мудростью и нечеловеческим знанием, и во-вторых, количество членов коммуны, число их проблем и разнообразных забот означало неизбежное падение качества учения и духовного единства. Все попытки построения коммун в истории христианства окончились как и первая попытка в Иерусалиме: провалом. Попытка повторить опыт создания братства двенадцати в большом масштабе была ошибкой. Возможно так же, что создание подобной социально-духовной структуры было неизбежным на волне воодушевления. Однако, как показала история, наиболее стабильными оказались языческие церкви без упора на “единство денег и духа”. Если бы апостолы сразу занялись построением подобных средних по размеру общин, чем занимался апостол Павел, а не думали о том, сколько и кому выделять средств на пропитание, то христианство от этого только бы выиграло.

2. Заигрывание с иудаизмом. Иисус не один раз своими словами и делами показывал апостолам, что Его учение, хотя и совпадало с основами Танаха, было гораздо шире и глубже. Первыми осознали это иудеийские раввины, отлучившие Иисуса и всех Его учеников из своих синагог. Когда Иисус оставил землю, то приток обращенных из иудаизма на некоторое время трансформировал воззрения апостолов: они захотели объединить иудаизм и учение их Мессии. На первый взгляд это естественно и похвально. Однако время показало, что это подобно тому, как создать гибрид из детского велосипеда и современного гоночного мотоцикла. Надо выбрать или одно, или другое. Апостолу Петру в видении три раза с неба спускалось полотно с разными “некошерными” животными и три раза было сказано, что есть их не греховно. Наверное, ему надо было видеть это раз пятнадцать, чтобы запомнить. После Апостолького собора он под давлением иудеев опять передумал есть “нечистую” пищу, чем был очень недоволен апостол Павел. Если это видение его не вразумило, то почему он не вспомнил своего Учителя, говорившего, что никакая пища не может осквернить человека? Апостол Павел так же не смог избавиться от своего иудейского прошлого. Например, в послании Галатам, он пишет что “если вы обрезываетесь, то не будет вам никакой пользы от Христа”. Однако позже “ради иудеев” сам же обрезывает Тимофея. Учение Иисуса было популярным у язычников, и если бы апостолы были более тверды, то церковь могла избежать десятков лет “мезальянса” между учениями. К негативному последствию этого можно отнести и все попытки  “иудйствующих” хритиан связать новый и ветхий заветы изощренными толкованиями. Во-первых, учение Иисуса стало менее ясным, а во-вторых это оттолкнуло и самих иудеев, которые справедливо не увидели во всем этом логики.

3. Ожидание скорого пришествия. Данная ошибка подтверждает тезис о том, что человек слышит только то, что хочет слышать. Апостолы хотели чтобы “старый мир” окончил свое существование в связи с их апостольством. Собственно, большинство евреев тогда верило в то, что Мессия придет, победит всех язычников и сядет в Иерусалиме вечным царем. Мало того, что Иисус вообще не хотел быть царем, так Он учил что Царство Божие уже пришло – как сверх-материальная, духовная сила, действующая в разуме человека. Зачем здесь нужен “конец света”? В чем смысл резкого изменения социального порядка если люди не готовы к нему? Иисус часто говорил о растениях в своих притчах, указывая на то, что человек и общество изменяются лишь с течением времени. Апостолы же настаивали на революции. Поэтому в Новом Завете остались такие “недоразумения” как это: “… в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же”. С тех пор как прошло две тысячи лет, этот вопрос задают уже не только “наглые ругатели”: все действительно остается примерно так же! Разгадка в том, что апостолы попросту дополнили “обетование пришествия” и вложили в слова своего учителя тот смысл, который был ближе их сердцу. Если бы церковь с самого начала сделала упор не на ожидание конца, а на духовный рост и терпеливое служение человечеству, то Евангелие уже давно бы было “проповедано до края земли”.