Главное в Евангелии

ch1В чем главная идея Евангелия Иисуса Христа? Евангелие Царства Божьего, на мой взгляд, является переводом на понятный иудеям язык. Они ждали пришествия Царства Бога, однако понимали его по-своему. Для современного человека Евангелие, возможно, имело бы другое название. Собственно, древнее слово “евангелие” тоже мало понятно современному человеку. Радостное известие, радостная новость, возможно. Американцев радуют государственные программы помощи, например. Эти программы стабильны и дают возможность (тем же пенсионерам) вполне сносно жить и не думать о поисках заработка или пропитания. Возможно, Иисус и проповедовал одну из таких “программ помощи Вселенского правительства”, если можно так сказать. Если государственные программы выражаются в пополнении денежного счета пенсионерам и оплаты лечения, то “помощь Иисуса” – это скорее духовное воздействие, энергетическая подпитка человека. Поэтому сейчас Евангелие Царства Божьего вполне можно было бы назвать каким нибудь термином типа “программа восстановления и регуляции личности человека”, или “энергетическо-нравственное обеспечение и подготовка личности к земной и вечной жизни”. Или “программа духовной и интеллектуальной трансформации личности”. Или как-либо еще. Иными словами, идея Евангелия Царства Божьего, или учения Иисуса не совпадает на деле с иудейскими представлениями о нашем мироздании.

Ядро учения Иисуса заключено, на мой взгляд, в утверждении что Бог никого не собирается судить. Надо правильно понять данное утверждение – Бог несомненно судит негодяев и преступников, намеренно восстающих против Бога. То есть идейных противников, так сказать, постоянных бунтовщиков и разрушителей. Обычная практика для любой цивилизации. Однако иудеи, как и апостол Павел, утверждали что каждый человек виновен перед Богом. Весь иудаизм основан на идее суда Бога над человеком просто потому что человек является человеком. “Если ты человек – значит Бог уже имеет нечто против тебя и будет судить тебя” – вот квинтэссенция древней религиозной философии. Отсюда рождена идея жертвоприношений, как способ умилостивить Бога. Отсюда возникли юридические идеи искупления и оправдания. В учении Иисуса нет этих идей, хотя сами слова эти, несомненно, встречаются.

ch3Ядро учения Иисуса заключено в идее что суд состоит лишь в том, что “свет пришел в мир”. Главным мотивом спасения является то, что жить во тьме гораздо хуже чем жить во свете. Главным мотивом спасения у Иисуса является добрая воля, а не страх быть замученным и сожженным в аду после ужасного судебного заседания. Я убежден в этом на основании рассмотрения всех логий Иисуса в целом, а не отдельных отрывков. Таков дух учения Иисуса. Представьте себя, как может любящий отец угрожать своим детям вечными муками в аду? Отец представляет своих заблудших детей скорее как потерявшихся глупых овец, которых надо выручать. Выражаясь современным языком, в отношении любого человека действует презумпция невиновности. И еще ДО рассмотрения всех поступков человека в рамках какого-либо суда, ему предлагается “войти в Царство Бога” – принять обет духовного общения с божественными силами, которые выведут его на новую ступень развития и снимут вопрос какого-либо суда. Итак, подавляющее число людей на нашей планете не имеет никаких обвинений свыше. Нет никакого особого гнева Божьего. Все наши глупости и грехи, осознанные или неосознанные, получают воздаяние в контексте нашего материального мира – причинно-следственными связями. Мы пожинаем плоды наших глупостей и учимся жизни. Бог же не судит. Он корректно убеждает нас и ждет нашего добровольного решения. Все человечество – дитя Бога. Это Он породил нас на свет. И по словам Иисуса нас связывают с Богом именно РОДСТВЕННЫЕ отношения, в которых нет места формализму. Напротив, каждый человек получает одинаковую долю свободы, заботы и доверия свыше. Вот что радовало людей, слушавших Иисуса. Отношение к Богу и мирозданию у слушавших Иисуса менялось в лучшую сторону. Потому что Бог не судит человека – Он его любит.

ch5Вторым по значимости моментом в учении Иисуса было восстановление отношений с Богом. Новый, необычный опыт для каждого человека. Поскольку никакой особой пропасти между Богом и человеком никогда не было, приглашение в Царство Бога преподносилось Иисусом как приглашение на пир или свадьбу. В контексте современного мира данное приглашение было бы идентично принятию предложения правительства в социальной помощи и личной встрече с президентом или губернатором, скажем. На торжественное мероприятие человек одевается соответственно и приходит не на основании страха перед государством, а доверяя и радуясь щедрости правительства. Подобное вхождение в “царство” значит принятие обязательств и изменение жизни в соответствии с новым социальным статусом. В учении Иисуса вхождение в Царство Бога знаменовалось рождением свыше, установлением духовной, “официальной” связи между человеком и Богом. В христианстве это называется “даром Святого Духа”. Никакой платы, кроме веры в слова Иисуса, не требовалось. Собственно, и сейчас не требуется. Видимо по инерции верующие не могут себе представить себе Бога, которому ничего не нужно для “умилостивления”. Богу нужны лишь мы, Его дети.

Третьим основным компонентом учения Иисуса о царстве Божьем было описание того, что происходит с человеком в данном царстве – на духовной “территории Бога”. Иисус много раз упоминал это в своих притчах. Человек, его личность, начинает расти подобно растению. Данный духовный и душевный рост не связан с церковной дисциплиной, с верности доктрине и так далее. Это скорее похоже на природный процесс с привлечением сил “со стороны”. После добровольного решения человека участвовать в “программе” Бога, после вхождения в Царство Бога, он словно подключается к источнику энергии. Данная энергия превращает зерно в душе человека в растение. Это выражается во внутреннем преображении ума и характера человека. Он трансформируется, его взгляды на жизнь постепенно меняются. Через некоторое время этот отдельно взятый человек предстает совершенно иным. Лучшим по качеству, так скажем. Именно по этой причине Иисус не установил некоей официальной религии. Ни одна религиозная организация или церковь не может контролировать или влиять на невидимую духовную силу, действующую в верующих. Наконец, данный рост должен был иметь логический конец. Иисус утверждал что каждый человек в Царстве Бога должен принести духовные “плоды”. Опять же по аналогии с миром растений. Духовные плоды – состояние души человека, выражающие природу Бога. Данные “произведения” души видимы для всех людей вокруг. Один из множества примеров – милосердие. Милосердие не может появиться как плод церковной дисциплины. Не может оно появиться как результат личных волевых усилий человека. Плод милосердия приходит из другого мира и он именно тем и необычен. Как у отдельно взятого человека, вопреки воспитанию и социальному окружению, появилась способность проявлять милосердие? Как результат связи с духовным миром.

ch2Итак, вот эти “три кита” учения Иисуса. 1. Бог не судит человека. 2. Бог приглашает всех желающих в свое невидимое Царство Бога, где происходит чудо духовного рождения. 3. Бог трансформирует личность и характер человека, делая возможным появление удивительных новых качеств характера. Все эти три элемента относятся к нашей обыденной жизни. Несомненно что дар вечной жизни – следствие пребывания человека в Царстве Бога уже во время земной жизни. После естественной смерти физического тела личность человека продолжит свою жизнь в высших, пока неведомых для нас мирах. Вот, собственно, что именно приходил рассказать Иисус. Чтобы принять это необычное новое учение, надо обладать верой и относительно широким мировоззрением. И, как это не парадоксально звучит, быть осторожным по отношению ко всем формам религии, рожденными людьми.