Последняя йота

iota3Как Иисус соблюдал закон? Самым подходящим ответом на данный вопрос, наверное, будет “никак”. И подобный ответ сперва вызывает протест. Поскольку есть места из Нового Завета, которые, на первый взгляд, утверждают иначе. Первое место – Иисус пришел не нарушить закон, а исполнить. Вплоть до йоты. Второе место – там где Павел утверждает что “Христос исполнил закон”, а нам его сейчас соблюдать не обязательно. И почти все христиане, наверное, сразу представляют себе что Иисус исполнил весь закон Моисея до последней йоты, а непонятливые книжники и фарисеи, его, непорочного по их же закону, убили используя немыслимые обвинения в нарушении того же закона. Хотя мы, христиане, точно знаем что фарисеи сами не понимали закона. Поэтому к чему удивляться что они осудили на казнь человека, который единственный из всех живущих, исполнил закон? Однако оставим сарказм. Прежде чем перейти к непосредственному толкованию данных мест, сначала пробежим беглым взглядом по трехгодичному служению Иисуса. Нас интересуют те моменты, где он исполнял или не исполнял закон Моисея.

Итак, начало служения Иисуса. Он принимает водное крещение от Иоанна. Иоанн, как мы знаем, утверждал что еврейская нация не может позволить себе оправдать себя своим еврейским, особым происхождением. Евреям, подобно прозелитам, Иоанн преподавал водное омовение с условием покаяния во грехах. Отметим, что богословие крещения Иоанна не стыковалось с законом Моисея изначально. Неважно как его объяснять – как новое откровение свыше или как новую богословскую школу праведности. И Иисус начал свое служение с отхода от закона. Не слишком хороший сигнал для всех, чтущих закон, не правда ли? Не стоило ли Иисусу предпринять все необходимое для того, чтобы расположить к себе ревнителей закона? На деле же получилось, что Иисус присоединился к лагерю инакомыслящих, для которых национальность не имела веса и которые добавляли к закону Моисея обряд крещения евреев.

Первое время Иисус имеет народный успех благодаря своим чудесам и исцелениям. Однако у Него сразу же начинаются проблемы с ревнителями закона. Вместо того чтобы очищать себя, как это делали все приверженцы закона Моисея, Иисус наоборот “оскверняет” себя. Для начала, рассмотрим прикосновения к больным и разного рода нечистым людям. Как известно, запрет на прикосновение к нечистому – например к прокаженному или больному – один из важных запретов в Торе. Не следовало ли Иисусу избегать прикосновения к нечистому? Если Он все же не избегал, то как это можно объяснить? Наверное, милосердием? Однако в этом случае можно фиксировать нарушение закона Моисея. Закон в данном случае, как и во многих других, не апеллирует к эмоциям. Фарисеи, вероятнее всего, этот факт и зафиксировали. На то они и ревнители закона. Кроме того Иисус спокойно входил в дома язычников, мытарей, общался с падшими женщинами. О какой ритуальной чистоте здесь вообще может идти речь? Как же последняя йота?!? Да, вспомним случай с женщиной у которой было постоянное кровотечение. Она прикоснулась к Иисусу. Что сделал бы любой ревнитель закона после этого? Разумеется, бросился бы очищаться. Как вы думаете, почему Иисус не наложил на себя поста и не уединился в данном случае? Вероятнее всего, Он не считал что прикосновение может осквернить. Иными словами, Он не был ревнителем закона Моисея.

iota4Сейчас о наиболее известном факте служения Иисуса – о несоблюдении субботы. Или ее соблюдении, если угодно. Еврейская праведность предполагает особое отношение к Субботе. Ради нее евреи полагали свои жизни, в конце концов. В этот день полагалось предаваться молитвам и размышлениям. Это было национальное достояние иудеев. Именно отсутствие благоговения к субботе возмущала иудеев в Иисусе, наверное, больше всего. Ладно, Бог, с ними – омовениями рук перед едой и подобными обрядами. Но субботу ведь не старцы придумали! Почему же Иисус позволял толпе окружать Себя по субботам? Почему он в этот день раздавал исцеления, словно умножая суету? Неужели нельзя было лечить на следующий день, ради уважения к Израилю?!? Кажется субботу за субботой Иисус “оскорблял чувства верующих”. Ненамеренно, конечно. Он объяснил это тем, что поскольку Его Небесный Отец работает (делает дела) по субботам (!!!) то и Сын так же занят делами. Удивительно, непонятно – как христиане до сих пор представляют Иисуса примерным иудеем?!?

Время шло, иудеи поняли что Иисус не чтит закона и проповедует свое учение – так называемое Евангелие Царства Божьего. Каждый новый день приносил новое доказательство. Находим ли мы в Евангелиях упоминание хотя бы об одной ритуальной жертве (голубь, например) Иисуса в храме согласно закону? Хотя бы об одном ритуале очищения? Даже апостол Павел заботливо упоминает что иногда находил единение с иудеями-единоверцами в совместном исполнении закона – ритуальном очищении в Иерусалиме, например. Или, например, Павел “ради иудеев” обрезывает одного из своих учеников. Что делал Иисус “ради иудеев”? Ничего. Лишь одна неизменная проповедь Евангелия Царства Божьего, трагически закончившаяся через 3 года. Как и для всех остальных национальностей. Однажды Иисус во всеуслышание заявил, что “ничто входящее в уста не оскверняет человека”. Иисус указывал на иное осквернение – исходящее из злого сердца. То есть, если следовать логике слов Иисуса, то НИЧТО съеденное не оскверняет человека. Иудеи бы с ним поспорили. Они не только поспорили, они были в бешенстве – как можно такими словами оспаривать закон Моисея?!? А свинина? А кровь? А тушканчики? А зайцы, в конце концов?!? Значит можно есть все?!? Иисуса и его последователей отлучили “от общества Израиля”. То есть исключили из синагог. Многие даже не осознают, что смертный приговор синедриона не мог не означать отлучение от синагоги как еретика или злостного нарушителя закона. Да, Иисус был для них именно еретиком. В дополнение ко всему Иисус не почитал храм. “Святое место Господне”. Он учил что Бог находится (“о какое кощунство!”) везде. Везде где в Него верят или поклоняются Ему. В сердце человека. А храм, по Его словам, все равно разрушат. И все, что находится в храме – хлебы предложения и другие предметы, соответственно, так же не особо важны. Терпеть это иудеи больше были не в силах.

iota5Теперь вернемся к евангельскому тексту: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.” Целью проповеди Иисуса был призыв войти в Царство Бога. Неужели Иисус в этих словах предлагал людям исполнять закон Моисеев ревностнее чем его соблюдали фарисеи и книжники? Неужели для вхождения в Царство Бога надо было соблюдать закон Моисея? Нет. Однозначно нет. Поскольку сам Иисус игнорировал все эти отжившие свое древние правила. Возможно, секрет данного места – в отношении Иисуса к закону и пророкам. Весь закон до последней йоты и черты Иисус уместил в одну фразу: “возлюби Бога и ближнего своего”. Именно этот закон пришел исполнить Иисус, а не огромное количество правил и законов. Есть и другое толкование данного текста. Упрощенное. Что автор евангелия от Матфея, желая сгладить негативный эффект в иудаизме от учения Иисуса, истолковал слова Иисуса о “желании исполнить” по-своему. Возможно Иисус сказал лишь только то, что Он хочет исполнить высшие чаяния авторов закона и пророческих писаний и не воевать с древней религией. Матфей же понял это как клятву верности всем йотам и чертам в законе. Иисус действительно не пришел воевать с законом Моисея. Простым людям он советовал делать как говорят книжники и фарисеи и не поступать по их делам. Более думающим людям было понятно как относился Иисус к закону. Достаточно было просто с Ним походить по дорогам Иудеи и Галилеи и послушать Его более внимательно.

После смерти и воскресения Иисуса несколько десятков лет первые христиане тщетно ожидали обращения иудеев. И действительно часто старались сгладить негативный эффект. Они старались найти связи учения Иисуса и Ветхого Завета. И это вполне объяснимо – первые христиане не могли так просто распрощаться со своими родными иудейскими культурными и религиозными узами. Тот Иисус, который провозгласил Евангелие Царства Божьего и пришествие Святого Духа, постепенно был заменен Иисусом, который вошел в “святое святых”, “прославленным” Иисусом, которого никто уже не желал “знать во плоти”. Наконец усилиями апостола Павла Иисус стал идеальным еврейским Мессией, который исполнил за всех нас закон Моисея и которого евреи не узнали. Настоящий Иисус был почти забыт. Однако евангельские рассказы повествуют нам о настоящем Иисусе Христе. И если мы перечитаем их вновь, забыв о сочиненных теологических формулярах в самом Новом Завете, мы можем вдохнуть полной грудью свежий живительный воздух Евангелия Иисуса Христа. Евангелия пришедшего к нам Царства Бога.